Меры по стабилизации финансовой системы, принятые Банком России в ответ на действия недружественных стран, принесли результат. Население вернуло деньги на банковские депозиты, а паника на валютном рынке быстро улеглась. Однако риски остаются. Почему может вырасти спрос на валюту, а рубль – ослабнуть, сообщает profile.ru.
Рубль на «американских горках»
В России хотят создать двухконтурную валютно-финансовую систему. Проект, согласно которому рубль должен быть обеспечен золотом и товарами, являющимися валютными ценностями, подготовлен научным сообществом. Сейчас документ прорабатывается экспертами, заявил «Российской газете» секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев.
«Для суверенизации любой национальной финансовой системы ее платежные средства должны обладать внутренней ценностью и ценовой устойчивостью, не привязываясь к доллару», – сказал он.
Внимание к этой проблеме, конечно же, объясняется текущей ситуацией на валютном рынке. Нынешнее укрепление российского рубля – явление временное. Это нельзя считать полным и окончательным торжеством, поскольку паритет формируется под воздействием жестких мер регулирования со стороны ЦБ.
После смены приоритетов денежно-кредитной политики (ДКП) доллар и евро вполне могут взять реванш. При существовании двухконтурной валютно-финансовой системы от таких «горок» рубль был бы в большей степени застрахован. А пока ослабления национальной валюты РФ сложно избежать. Оно будет происходить постепенно, в течение нескольких недель или месяцев, по мере либерализации регулятором ДКП.
Другим фактором, способным отрицательно повлиять на стабильность рубля, в ближайшее время может стать увеличение спроса на доллары и евро со стороны импортеров. Сейчас он отсутствует, поскольку прежние логистические цепочки разорваны, а новые, в том числе и так называемый параллельный импорт, пока не налажены.
По мере переформатирования структуры внешней торговли поставщикам для оплаты товаров и услуг потребуется свободно конвертируемая валюта. Конечно, процесс дедолларизации международных расчетов, инициированный властями России в ответ на заморозку части золотовалютных резервов (ЗВР), приобрел необратимый характер. Однако в текущей ситуации для оплаты импорта через третьи страны, особенно санкционной продукции, без долларов и евро обойтись не получится. Нельзя исключать, что с началом постепенной либерализации финансового рынка РФ, что предполагает в том числе и восстановление прав нерезидентов, курсы «американца» и «европейца» способны перекрыть исторические максимумы по отношению к рублю. По логике, возврат иностранцев на российский фондовый рынок, когда бы он ни состоялся, должен обеспечить приток валютной ликвидности. Однако повышенный спрос на рубли, что могло бы поддержать курс, – мягко говоря, туманная перспектива.
Продление сроков продажи выручки сырьевым экспортерам, последовавшее, практически сразу за аналогичным послаблением для несырьевого сектора, открывает компаниям широкое поле для маневра. Теперь у них есть время, чтобы подстроиться под более выгодный курс. Очевидно, что это ограничивает хаотичный приток валюты на биржу, тем самым рубль уже не станет резко укрепляться, что не раз можно было наблюдать в ходе торгов на Мосбирже в апреле.
В дальнейшем усилении национальной валюты традиционно не заинтересованы экспортеры. С точки зрения правительства, из девальвации можно извлечь пользу – она обеспечивает дополнительные доходы казны. Это один из способов сокращения дефицита федерального бюджета. Деньги государству необходимы и для антикризисной поддержки отраслей экономики, и для выполнения многочисленных социальных обязательств.
Как ставки съедает инфляция
Кажется, сейчас самое время переводить сбережения из рублей в доллары и евро, чтобы спасти их от обесценивания. Благо ЦБ не так давно разрешил коммерческим банкам продавать населению валюту. Однако на поверку эта опция в большей степени носит декларативный характер. Наличность в кассах кредитных организаций отсутствует. Те, у кого есть «под матрацем» доллары и евро, не спешат с ними расставаться.
Первая причина – в этом нет острой необходимости, поскольку ситуация в экономике хоть и напряженная, но в целом стабильная, зарплат и пенсий на товары повседневного спроса у россиян пока хватает.
Вторая причина – невыгодные условия конвертации: разница между покупкой и продажей долларов и евро в некоторых банках достигает 20–25 рублей.
Третья причина – Банк России, поднявший в конце февраля ключевую ставку до 20% годовых, теперь играет на понижение. В свою очередь, коммерческие банки тоже методично снижают доходность по рублевым вкладам и накопительным счетам. Ставки по ряду продуктов уже опустилась до 15–16% годовых.
При этом инфляция по итогам 2022 года прогнозируется на уровне 20%. Таким образом, депозиты утратили привлекательность в плане сохранения и приумножения личных сбережений, значит, можно ожидать оттока денег населения из банковского сектора.
О биржевых игроках и любителях золота
Другое дело, что альтернативы для инвестиций у граждан, даже подкованных в финансовом отношении, сегодня фактически нет. Рынок ценных бумаг во многом скомпрометирован, а зарубежные торговые площадки напрямую недоступны. Оборот на отечественных биржах сжался до минимума, не говоря о том, что вложение в акции российских эмитентов сопряжено с серьезными рисками. Причем это относится ко всем секторам экономики РФ. Ведущие банковские организации находятся под сильнейшим внешним давлением.
Сырьевой сегмент, столкнувшийся с падением спроса и поставленный перед необходимостью кардинальной перестройкой логистики экспортных поставок, будет вынужден сокращать производство, наращивая капитальные расходы – CAPEX (capital expenditure). Результат – неизбежное снижение дивидендных возможностей российских производителей и, как следствие, инвестиционной привлекательности фондов.
Для консервативных инвесторов остаются ОФЗ, которые могут обеспечить доходность, сопоставимую с корректируемыми в данный момент ставками по банковским депозитам. Но это, как мы уже разобрались, не в полной мере компенсирует потери от инфляции.
Отмена НДС на продажу золотых слитков населению привела к росту интереса граждан к инвестициям в «желтый металл». Собственно говоря, со стороны правительства это был достаточно умный ход. На фоне жестких валютных ограничений и блокировки фондового рынка физическим лицам был предложен привлекательный актив для размещения личных сбережений.
Понимание того, что драгметаллы сложны с точки зрения хранения и последующей реализации, приходит не сразу. Между тем при обратной продаже потеря от цены покупки может достигать от 5% до 10%, а по золотым монетам – и того больше. Кроме того, владельцам приходится оплачивать хранение слитков в банковских ячейках. Держать дома – не вариант, ведь неосторожное обращение чревато повреждением, а любая царапина существенно снижает стоимость золота.
Правда, существуют обезличенные металлические счета. Они не требуют расходов на банковские ячейки, владельцы всегда могут получить на руки либо настоящие золотые слитки, либо наличные рубли. Но здесь есть нюанс: важно не ошибиться с выбором банка, поскольку на металлические счета не распространяется действие системы страхования вкладов. Главное, золото – это тот актив, который идеален для долгосрочных инвестиций, когда есть уверенность в устойчивом росте мировых цен на драгметаллы.
Спрос в поисках предложения
Развитие экономических и политических контактов с Китаем, в том числе переход на оплату контрактов в национальных валютах, повысили интерес россиян к юаню как инструменту диверсификации личных финансов. Спрос на китайскую денежную единицу сейчас активно подогревается самими кредитными учреждениями.
Вместе с тем в плане обеспечения сохранности сбережений юань вряд ли можно считать по-настоящему надежным активом. Помимо того, что услуги российских банков по конвертации носят, как и в случае с долларом и евро, откровенно грабительский характер, не следует забывать, что курс китайской валюты по факту не является свободным и рыночным. Его устанавливают «сверху» через сложный для понимания обывателя механизм расчета, руководствуясь интересами национальной экономики КНР.
Девальвация юаня, которую по умолчанию проводят с целью повышения конкурентоспособности китайских производителей и улучшения внешнеторгового баланса с главным партнером – Соединенными Штатами, и есть тот хитрый ход, к которому Народный банк Китая прибегает с завидной регулярностью.
При таком раскладе доллар и евро, при всех недостатках и рисках, остаются для населения едва ли не главным защитным активом. В условиях санкций значимость свободно конвертируемой валюты для населения в качестве универсального средства сбережения только возрастает. Проблема в том, что в свободной продаже, как было сказано выше, она отсутствует.
Дефицит – прямое следствие запрета на ввоз в Россию наличных долларов и евро со стороны Евросоюза и США. Ликвидировать его за счет покупки валюты у населения нереально. Приход в кассы банков в последние недели если и есть, то в весьма незначительных объемах. Причем эту ликвидность, приобретенную по цене существенно ниже курса ЦБ, банки, скорее всего, предпочтут придержать в ожидании ослабления рубля. Тем более что решение регулятора о возобновлении продажи валюты населению носит сугубо рекомендательный характер.
Впрочем, есть и хорошие новости. В частности, недавно была отменена комиссия за покупку валюты на бирже. И теперь доллары, евро и юани желающие могут приобретать через брокеров с последующим выводом средств на свои банковские счета и обналичиванием в пределах установленного лимита.
Такой вариант может быть интересен и тем, кто хочет создать личную «подушку безопасности», и тем, кто планирует провести летний отпуск в дальних странах. Коль скоро банковские карты международных платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные в России, за границей не принимают, то без определенной суммы наличными, которые могут потребоваться в экстренных случаях, путешественники обойтись не смогут.
Автор Анатолий Гожий
Источник profile.ru