Как сообщает портал wfin.kz, с 2022 года в Казахстане поменялся тренд максимальной сезонной аварийности на дорогах. До этого периода больше всего дорожно-транспортных происшествий в стране происходило осенью, в сентябре и октябре. Данные Комитета правовой статистики и специальных учётов Генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК, представленные в диаграмме, показывают постепенный рост с начала года до октября, а далее сокращение к декабрю. В 2022-2023 годах помесячная динамика изменилась. Теперь максимум по количеству ДТП переместился на летние месяцы. Например, в прошлом году пик пришёлся на июнь, в 2022-м — на август, данные предоставлены порталом ranking.kz.
В первом полугодии текущего года ситуация отличается тем, что в январе наблюдался нехарактерный пик, а с февраля по июнь — схожая с прежними годами тенденция нарастания. 2024 год выделяется максимально высокой аварийностью на дорогах. С самого начала года в стране фиксируется больше ДТП, чем в аналогичные месяцы предыдущих лет.
Согласно суммированным данным, за январь–июнь 2024 года в стране произошло 10,2 тыс. ДТП — на 88,3% больше, чем за первое полугодие 2022-го. Такого колоссального роста в первой половине года в предыдущие несколько лет не наблюдалось.
Территориями с самой высокой аварийностью остаются Алматы и Алматинская область. Каждое третье ДТП (3,3 тыс.) в первой половине текущего года происходило именно на территории Алматинской агломерации. Суммарная доля этих двух регионов составила 32,5% от общего количества аварий. Именно в этой части юга Казахстана в январе–июне наблюдался ощутимый прирост количества ДТП (плюс 79,6%). Резкий рост аварийности также был отмечен в Шымкенте, где произошло в 6 раз больше дорожных происшествий (895).
Коррелирует с динамикой ДТП и рост численности раненых. В первом полугодии этого года их стало больше на 88,7%. 12,8 тыс. казахстанцев получили различные травмы, из них 5,2 тыс. человек были госпитализированы. Смертельными стали аварии для 981 казахстанца, 126 из них составили дети. Численность погибших выросла на 7,1%.
Данные по доле смертельных аварий показывают, как сильно ситуация в городах отличается от регионов. Большая часть смертельных ДТП происходит на загородных трассах, где выше разрешённый скоростной режим и хуже дорожные условия. Очень хорошо этот тезис можно проследить по следующему примеру. Алматы, где произошло больше всего дорожных аварий (2,3 тыс.), в первом полугодии 2024-го года имел наименьшую долю смертельных ДТП: всего 1,2%. В то же время в Карагандинской области, где количество аварий на дорогах было всего чуть больше 200, практически в каждом четвёртом случае гибли люди.
В то же время надо понимать, что эти выводы были бы верны, если бы мы могли быть уверены, что уровень фиксации ДТП везде одинаковый. Однако скорее всего суть на самом деле в другом: в регионах фиксируются только те ДТП, которые действительно нанесли ущерб и вред людям, а остальные в принципе не попадают в статистику. В то время как в мегаполисах жители бережнее относятся к своим автомобилям, и, к тому же, работает видеофиксация, так что регистрируются даже небольшие происшествия. Скорее всего, именно такой расклад влияет на то, как складывается доля смертельных ДТП, то есть причина — в корректности сбора статистических данных.
По данным КПСиСУ ГП РК, основная часть аварий в Казахстане случается по вине водителей. В первой половине текущего года доля таких ДТП составила 88,3%. Вина пешеходов была доказана только в 2,8% случаев.
Структура ДТП по видам нарушений правил дорожного движения показывает основные пробелы в знаниях водителями правил дорожного движения или их игнорирование. Согласно данным карты аварийности с портала КПСиСУ ГП РК Gis.kgp.kz, чаще всего владельцы автотранспортных средств нарушают правила маневрирования. Доля таких аварий за январь–июнь 2024 года составила 19,5%. На втором месте по распространённости оказалось нарушение правил проезда пешеходных переходов: 16,7%. Чуть меньше — 15,3% — был удельный вес нарушений из-за превышения скорости вождения.
Самым часто встречающимся ДТП за первое полугодие стало столкновение автомобилей, они не смогли разъехаться на дорогах в 3,9 тыс. случаев. Второе место по частоте заняли наезды на пешехода: 2,9 тыс. случаев.
Источник wfin.kz