Итоги масштабного опроса настораживают социологов
Депутаты Парламента и правительство Казахстана привыкли решать социальные проблемы с позиции финансовых возможностей бюджета. А что волнует обычных казахстанцев? Какие проблемы они считают социально значимыми и почему? Об этом и многом другом рассказал председатель ОО «Независимый социологический центр Семея», заслуженный деятель науки РК, международный эксперт по социологическим наукам Алексей Коновалов.
- У социологов существуют рейтинги социально значимых проблем. Что чаще всего волнует простых казахстанцев?
- Сравнивая результаты собранных анкет наших интервьюеров, могу сказать, что в современном казахстанском обществе определились около двух десятков общественно значимых проблем, которые в той или иной степени важны в любой точке республики, не зависимо от того, проживает гражданин на востоке, западе, юге, севере или в центре Казахстана.
Однако в этом рейтинге всегда имеются так называемые «лидеры» - проблемы, актуальность которых не сходит с повестки дня в силу различных обстоятельств. Это безработица, экология, работа общественного транспорта, рост цен, ремонт дорог и благоустройство населенных пунктов, а также здоровье, доступность и качество медицинского обслуживания.
Кроме того, в отдельных городах есть социальные проблемы, характерные только для данного региона. И потому они являются важными для жителей именно этого отдельно взятого города. Например, для жителей столицы весьма актуальной является проблема наркомании среди молодежи и борьбы с наркотиками. Для жителей Кызылординской области очень важным является вопрос полива полей в летний период. Потому что без воды там не выживет ни одно растение.
- Поговорим о безработице. Газеты и сайты объявлений пестрят различными предложениями и вакансиями, вроде бы реализуются госпрограммы, однако уровень безработицы в стране остается достаточно высоким. Как объяснить это явления с точки зрения социолога?
- Отмечу, что проблема безработицы в рейтинге общественно значимых проблем занимает разные места. Все зависит от того, в какое время года мы проводим социологический опрос населения.
Удивляться этому явлению не стоит. Достаточно знать, что около 70% занятых казахстанцев на самом деле имеют сезонный характер работы. Прежде всего, это работники строительной индустрии и сельского хозяйства.
В этих отраслях сезонность работы выражена самым ярким образом. Поэтому весенний социологический опрос обычно выводит безработицу на 1-2 места в рейтинге. Осенний срез общественного мнения опускает эту позицию на 4-5 пунктов. Потому что на тот момент строители и работники сельского хозяйства заняты на объектах и в полях.
В Уральске, Атырау, Мангыстауской области, Актобе и ВКО ситуация на рынке труда достаточно схожа. Весной здесь наблюдается оживление. Потому что строительные компании, работающие по государственным закупкам, приступают к реализации намеченных проектов, согласно выигранным тендерам. Они набирают работников на сезон.
Зимой же высвобождается до 90% специалистов строительной индустрии. А это не менее трети от общего количества занятого населения нашей республики. То есть примерно 5-6 месяцев в году в Казахстане процветает скрытая безработица.
Также актуальность безработицы зависит и от географического положения города. Колоссальный процент безработных наблюдается в южных областях и городах Казахстана. В Шымкенте, Кызылорде, Таразе и даже Алматы очень высокий уровень безработного населения.
Простой пример из жизни: часто бывая в Алматы, я наблюдал, что в южной столице есть полтора десятка так называемых «пятаков», где дежурят молодые люди в поисках работы на 1-2 дня. Они даже имеют разную профессиональную направленность - строители, грузчики, разнорабочие.
- Получается, проблему роста цен казахстанцы не случайно считают одной из самых актуальных, если они по полгода сидят в ожидании заработка?
- Безусловно. Во всех уголках Казахстана проблема роста цен входит в пятерку социально значимых проблем. Рост цен – это не палка о двух концах. Это многогранник. И рассматривать это явления с социальной точки зрения надо с разных сторон.
Проблема в том, что люди испытывают страх перед завтрашним днем. Они боятся загадывать на будущее, строить далеко идущие планы. Потому что не знают, хватит ли у них средств на осуществление поставленных целей и задач.
В среднем, 24% казахстанцев испытывают страх перед будущим и неуверенность в материальном благополучии. На юге этот страх испытывают до 40% населения. И все дело как раз в безработице и росте цен.
Приведу пример из собственной практики. Я преподаю в Государственном университете им. Шакарима. Так вот в этом вузе с 2009 года ни разу не было повышения заработной платы. Это очень опасная тенденция. Чтобы выжить, преподаватели хватаются за любую дополнительную работу, которая далеко не всегда относится к педагогике или научной деятельности.
К чему это приводит? К снижению качества образовательных услуг для студентов. Мы должны готовить элиту – специалистов в самых разных направлениях. А на деле преподаватели сокращают время работы со студентами до минимума. Почти никто сейчас не практикует отработки пропусков занятий и практики. Не ставят двойки неуспевающим студентам только потому, что придется тратить свое время на дополнительные занятия с ними. Вот и получается, что добросовестный труд дорого стоит, но оплачивается очень низко.
Я как-то провел эксперимент: сравнил свою заработную плату советского периода и сегодняшний оклад. Так вот получилось так, что я 70% товаров и услуг, которыми пользовался 30 лет назад, сегодня просто не могу себе позволить.
- Я так понимаю, что отчасти проблема роста цен связана и со здоровьем населения. Вернее, с тем, что далеко не многие казахстанцы могут себе позволить качественное лечение.
- Это именно так. Если в Нур-Султане из 15 человек, стоящих в очереди в аптеку, могут приобрести полный набор выписанных в рецепте препаратов 5-6 жителей столицы, то в сельской местности это количество сокращается до 1-2 человек. Чаще всего, высокие цены на лекарства вынуждают казахстанцев либо вообще отказываться от тех или иных медикаментов, либо, и это в лучшем случае, заменить их дешевыми аналогами, менее эффективными.
Буквально недавно наш социологический центр завершил исследование по вопросам состояния здоровья среди населения жителей Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Карагандинской областей. Тех районов, где пролегала территория бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона. Так вот, опросив около 3 тыс. человек, мы пришли к выводу, что 40,5% населения этих областей страдают от различных хронических заболеваний.
Любой врач скажет, что болезнь переходит в хроническую форму, если они осталась не долеченной. Мы определили две основные причины - рост цен на медикаменты и короткие сроки госпитализации больных. Пациентов в стационарах держат не более 7-10 дней. А остальной период оставляют на амбулаторное лечение за счет пациента. Разумеется, люди экономят семейный бюджет, недополучая при этом необходимое лечение.
Это тоже достаточно опасная тенденция. И нашему государству следует обратить внимание на решение данной социальной проблемы. Пока, к сожалению, вопросам здоровья уделяется крайне мало внимания.
Медики говорят, что граждане должны нести солидарную ответственность за свое здоровье. Согласен. Но далеко не каждый может выделить время на то, чтобы посвятить несколько дней даже для простого обследования или медосмотра. Работников просто не отпускают в поликлинику во время рабочего дня.
- Логично, что вместе с вопросами здоровья и качества медицинского обслуживания для казахстанцев важны и проблемы экологии. Жители каких регионов больше всего озабочены состоянием окружающей среды?
- Можно сказать, что эта проблема повсеместна. Просто жители разных городов по-разному к ней относятся. Например, для устькаменогорцев, риддерцев, жителей Атырау, Павлодара, Караганды и других крупных промышленных центров состояние окружающей среды является одной из самых главных тем в рейтинге социально значимых проблем. И это понятно: загазованность влияет на качество жизни населения. Люди чаще болеют, не могут нормально дышать.
- А разве алматинцы не считают, что их родной город нуждается в оздоровлении окружающей среды?
- Считают. Вопросы экологии в Алматы на 9 месте. Более актуальной проблемой жители южной столицы считают работу общественного транспорта и пробки на дорогах. Впрочем, они не одиноки. С ними солидарны практически все казахстанцы.
И это неудивительно. Ведь общественный транспорт в городах Казахстана стал зоной высокой коммуникации. Нет такого города в республике, где бы на дачных массивах или отдаленных окраинах не проживали семьи переселенцев из малых городов, сел и поселков. И для них общественный транспорт стал основным средством передвижения.
Оглянитесь вокруг: утренняя давка в автобусах и трамваях характерна для любого казахстанского города. Другое дело, что местная исполнительная власть в разных регионах решает эту проблему по-разному.
- Работа общественного транспорта напрямую зависит от ремонта дорог и благоустройства территории. Важно ли это для казахстанцев?
- Эти проблемы входят в пятерку самых актуальных. Даже в таком городе, как Семей, насчитывается более 700 улиц, проулков и тупичков. Однако чиновники отчитываются лишь о 30 городских улицах с твердым покрытием, где проложены основные маршруты общественного транспорта. Именно на их ремонт и содержание из года в год выделяются все большие и большие суммы. Остальные улицы остаются без внимания: нет регулярной грейдеровки, откачки дождевых и талых вод. А ведь основная часть населения живет именно на этих улочках и переулках.
Волнуют наших жителей и вопросы безопасности на дорогах. Это наличие достаточного количества регулируемых пешеходных переходов, тротуаров, а также регулярная очистка дорог от снега и наледи.
Другое направление благоустройства – озеленение. Приведу исторический пример. В 1934 году в Семипалатинске на сдаче первой очереди строительства мясокомбината побывал Михаил Калинин. Он увидел, что в левобережной части города люди по колено утопают в песке. И поручил горадминистрации ударными темпами озеленить этот городской район. Уже через два года в Семипалатинске высадили 170 тыс. зеленых насаждений. Город обрел зеленый пояс, защищавший его от песчаных бурь.
Сегодня почти не осталось деревьев, посаженных по поручению Калинина. И Семей снова стало заволакивать песком. Многочисленные экологические акции по высадке деревьев не дают достаточного эффекта. Из-за отсутствия должного полива и ухода юные деревца засыхают в первые же месяцы после пересадки.
И такая картина характерна для всех городов Казахстана. Старые деревья вырубают, а новые либо вообще не садят, либо высаживают с нарушением агротехнологии.
Автор Екатерина Гуляева
Источник rus.azattyq-ruhy.kz