Около 30% доходности сектора теряется из-за высоких издержек и низкой цифровизации. Например, износ по отдельным видам транспортной инфраструктуры занимает от 40% до 100%, а применение цифровых технологий осуществляется менее чем в 10% компаний. В результате доля затрат по транспортировке груза может достигать 40% от конечной стоимости доставляемых товаров.
Географические особенности Казахстана — расположение в центре Евразийского континента между крупнейшими экономически развитыми странами Европы и Азии — создают перспективные предпосылки для развития транспортной сети. Ежегодно между этими двумя региональными экономиками мира перевозятся более 23 млн контейнеров. Около 95% из них поставляются морским путем, 4% — через железные дороги, а оставшийся 1% — через авиасообщения, автомагистрали и трубопроводы.
Территориальное расположение Казахстана – это потенциал развитой логистики
Расширение транспортных потоков по железной дороге из Китая и Юго-Восточной Азии в страны Европейского Союза представляет для Казахстана важное значение на пути интеграции национальной экономики в мировое экономическое пространство. То есть основными факторами, во многом определяющими стратегию развития транспортной системы Казахстана, являются те выгоды и преимущества, которые страна может получить благодаря своему географическому положению.
Сегодня через территорию Казахстана пролегает шесть международных трансконтинентальных транзитных коридоров, связывающих Европу и Азию. В 2019 году по ним прошли 3,1 тыс. контейнерных поездов, следовавших по маршруту Китай – Европа – Китай, которые доставили 347 тыс. контейнеров. Это на 5% больше, чем в 2018 году.
Более того, торгово-экономическое сотрудничество с ведущими мировыми рынками Китая и Европы стало доступнее для Казахстана благодаря участию в инициативе «Пояс и Путь». Ее дальнейшее сопряжение с Евразийским экономическим союзом позволит заложить основу для формирования в Евразии нового геополитического контура. А Казахстан, с созданной финансовой инфраструктурой – Международный финансовый центр «Астана» — может стать региональным хабом привлечения инвестиций и развития финансовых инструментов.
Для отечественных предпринимателей МФЦА дает возможность участвовать в инициативе «Пояс и Путь», что открывает им доступ на мировые рынки, а также позволяет привлечь инвестиции через фондовую биржу Astana International Exchange.
Ожидается, что в ближайшей пятилетней перспективе возрастающая востребованность электронной торговли в 6 раз увеличит число посылок, направляемых транзитом через Казахстан. В 2019 году их количество составляло около 40 млн единиц. А к 2025 году может достигнуть 240 млн посылок, что позволит увеличить доходность казахстанских логистических компаний на 1,3 трлн тенге в год.
Транспортная логистика формирует 8,1% национального ВВП
За последнее десятилетие Казахстану удалось существенно улучшить транспортно-логистическую сеть страны. С 2009 года объем грузоперевозок увеличился практически в 2 раза, с 2,4 млрд тонн до 4,2 млрд тонн в 2019 году. Рост показателей произошел на фоне развития транспортной инфраструктуры, в которую за десять лет было инвестировано более 30 млрд долл. США. Приток инвестиций позволил реконструировать около 7 тыс. км автомагистралей, которые являются основным видом перевозки.
В 2020 году, по итогам двух месяцев объем грузоперевозок казахстанскими предприятиями достиг 574,4 млн тонн, что практически совпадает с показателем за аналогичный период 2019 года. При этом на долю грузовых автомашин приходится 80,6% доставленного груза. Через поезда доставлено 10,9% груза, а через трубопроводы, судна и воздушный транспорт — остальные 8,6% груза.
Тем не менее доходность от автомобильных перевозок значительно ниже, чем от железнодорожных. Так несмотря на то, что объем автомобильных перевозок в 6 раз превышает объем железнодорожных, доходность от их перевозок, наоборот, в 10 раз ниже.
В совокупности транспортные компании за два месяца 2020 года заработали 398,3 млрд тенге. А валовый выпуск достиг 1,2 трлн тенге. Свыше половины регионального ВВП сформированы городами Алматы (162,5 млрд тенге) и Нур-Султан (134,4 млрд тенге), а также Атырауской (106,3 млрд тенге), Алматинской (86,5 млрд тенге) и Жамбылской (78,2 млрд тенге) областями.
Проблемы транспортной сферы
На текущий момент можно выделить две ключевые проблемы транспортной сферы:
Первая связана с высокими логистическими издержками, которые значительно выше, чем в развитых странах. Так, доля затрат на транспортировку в Казахстане может достигать 40% от конечной стоимости доставляемых товаров, в то время как среднемировой показатель составляет 11% (в Китае — 14%, в странах Европейского Союза — 11%, в США — 10%). Это свидетельствует о высоком износе транспортной инфраструктуры Казахстана и неэффективности логистических процессов по причине применения устаревших технологий. Например, износ по отдельным видам транспортной инфраструктуры занимает от 40% до 100%, что очевидно сказывается на удорожании перевозок и повышении цен на товары.
Второй проблемный вопрос касается низкой цифровизации сферы. Например, цифровые технологии применяются лишь 1% транспортных компаний, робототехника – 2%, облачные ИТ-услуги – 10%.
Согласно международному опыту, внедрение цифровых технологий позволяет снизить издержки по транспортировки груза, что приводит к росту доходности сектора и снижению цен на товары, обеспечивает рост грузоперевозок с более качественным механизмом контроля, упрощает выход компаний на мировой рынок.
Источник finreview.info