Казахстанские предприниматели могут отправлять пользователям мобильного банкинга счета на оплату. Как отличить их в потоке платежей и не перепутать подставные счета с настоящими,  сообщает  nur.kz.

Мобильный банкинг поменял привычки школьников и пенсионеров - МК

На днях мы рассказывали о том, что казахстанцы стали получать счета на оплату от мошенников, маскирующихся под государственные органы или коммунальные службы.

Получив Push-уведомление от банковского мобильного приложения, некоторые жертвы не задумываясь оплачивали выставленные платежи, приняв их за налог или оплату "коммуналки".

Узнав о такой схеме, некоторые казахстанцы предполагали, что мобильный банкинг был взломан или пользователей обманули сами банковские сотрудники.

В связи с этим мы решили узнать, кто может отправлять счета на оплату, на примере мобильного приложения одного из казахстанских банков.

Как и кем отправляются счета для оплаты

Как сообщается на портале Kaspi.kz, выставить счет на удаленную оплату могут пользователи приложения Kaspi Pay. Для этого им нужно знать только номер телефона физического лица, кому этот платеж будет направлен.

Авторизоваться в данном приложении между тем может любая организация, которая зарегистрирована в Комитете государственных доходов и занимается реализацией товаров или услуг на территории Казахстана.

Это может быть и индивидуальный предприниматель (ИП), и товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), и объединение собственников имущества (ОСИ).

В банковском мобильном приложении для бизнес-представителей в разделе "Удаленная оплата" компании указывают сумму, номер телефона получателя счета и сообщение, в котором могут написать любую информацию. Вероятнее всего, оно предназначено для данных о платеже.

Нужно оплачивать счет или нет

После того как организация отправляет счет на оплату, пользователь, которому он предназначен, получает уведомление в приложении Kaspi.kz. Нажав на него, он сразу может перейти на страницу оплаты и погасить платеж.

Если не оплатить счет сразу, то он будет доступен в разделе "Платежи". А через 24 часа будет аннулирован.

При этом отметим, что оплачивать счет нужно только если пользователь понимает, кто его прислал и за что он выставлен.

Например, в мошеннических схемах, о которых было сказано выше, счета в том числе приходили от имени компаний АО "Налоги РК" и АО "KAZtransGAS". То есть злоумышленники выставляли платежи, маскируя их под налоги и "коммуналку".

Но для них в банковском приложении есть соответствующие разделы – "Налоги", "Коммуналка и телефон" и так далее. Такие платежи не приходят в виде обычного счета на оплату. Последний выставляет продавец или поставщик услуг по согласованию с пользователем.

На примере ниже можно увидеть уведомления об уплате настоящего налога, счета за газ и счета на оплату, выставленного туристическим агентством за реально оказанные услуги.

Платежи в мобильном банкинге

Уведомление об уплате налога было размещено в соответствующем разделе "Налоги", и в нем были представлены все данные налогового органа, а также ИИН, на который начислена налоговая задолженность.

Такая же ситуация с платежом за газ: он пришел в раздел "Коммуналка и телефон", а в квитанции, помимо суммы, также были указаны номер лицевого счета и имя собственника жилья.

А в счете на оплату есть только имя продавца и плательщика. При этом отправитель счета может выбрать название компании по своему усмотрению.

Словом, счет на оплату можно отклонить или проигнорировать. Особенно это нужно сделать, если пользователь не понимает, кто и за что его прислал.

Автор Екатерина Сохарева

Источник nur.kz