Спустя несколько дней после того, как Нацбанк 26 октября поднял свою базовую ставку в борьбе с растущей инфляцией, официальная статистика сообщила о ее очередном подъеме , сообщает 365info.kz.
Подобная ситуация сохраняется достаточно давно, доказывая безуспешность политики инфляционного таргетирования, декларируемую руководством Нацбанка на протяжении многих лет. В реальности же, как не раз справедливо утверждали аналитики и даже депутаты парламента, рост потребительских цен в нашей стране носит немонетарный характер, а режим инфляционного таргетирования ведет лишь к повышению цены денег и подорожанию кредитов, что увеличивает издержки бизнеса. По этой причине растет себестоимость продукции и услуг, а вслед за ней и те же цены для потребителей, разгоняя инфляцию.
В 2022 году Нацбанк поднял свою базовую ставку с 9,75 до 16%, однако годовая инфляция выросла с 8,4 до 18,8% в октябре. Как видно, вопреки декларируемым усилиям центрального банка в части инфляционного таргетирования в реальности темпы роста потребительских цен опережают динамику базовой ставки. Выросла и средневзвешенная ставка вознаграждения по кредитам, выданным в национальной валюте небанковским юридическим лицам — с 12,2% в декабре 2021 года до 16,2% в сентябре, а по выданным физическим лицам – с 17,5 до 17,8%.
В наибольшей степени в годовом выражении в октябре подорожали продовольственные товары – на 23,1%, при этом опережающими темпами выросли цены на хлебобулочные изделия и крупы (32,1%, в том числе на муку пшеничную высшего сорта 44,3%, что не может не удивлять при солидном урожае, собранном в 2022 году), макаронные изделия (41,7%), молочные продукты (28,2%) и сахар-песок (74,3%).
Непродовольственные товары подорожали за год на 17,9%. В этой группе инфляционный тон задавали материалы для обслуживания и ремонта жилых помещений (22,4%), моющие и чистящие средства (37,8%), товары личного пользования (33,1%).
Платные услуги для населения поднялись в цене в годовом выражении на 13,5%, в том числе аренда жилья – на 46,3%, услуги общественного питания – 20,3%, парикмахерских и заведений личного обслуживания – 15,2%, театров – 26,5%, амбулаторные услуги – 16,2%.
В октябре по сравнению с сентябрем потребительские цены выросли в Казахстане на 1,6%, при этом непродовольственные товары и платные услуги подорожали на 1,7%, а продовольственные товары – на 1,4%.
В первой группе опережающими темпами выросли цены на моющие и чистящие средства (5%), одежду, обувь, товары личного пользования, бытовые товары (2,1%), посуду (1,9%), текстильные изделия (1,7%), каменный уголь (2,1%) и дрова (1,7%).
Среди продовольственных товаров по месячным темпам роста цен в октябре лидировали помидоры (21%), огурцы (14,7%), яйца (6,3%), рыба и морепродукты (2,3%), булочные и мучные изделия (2,2%), прохладительные напитки (1,9%), сыры и творог (1,8%).
В группе платных услуг впереди шли услуги гостиниц (6%), организации комплексного отдыха (4%), услуги в области отдыха и спортивных мероприятий (3,3%), бань (3%), детских центров развития (2,9%) и общественного питания (2,2%).
Инфляция в Республике Казахстан в октябре 2022 года, %
Источник: Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК
В России же в октябре сложилась иная инфляционная ситуация. Хотя Банк России (Центробанк) решением своего Совета директоров от 28 октября оставил его ключевую ставку на прежнем уровне в 7,5%, годовая инфляция там продолжила снижение и опустилась до уровня в 12,6% с сентябрьских 13,7%. При этом по всем ключевым составляющим этого показателя темпы роста цен оказались ниже по сравнению с Казахстаном. Продовольственные товары в России подорожали за год на 12,1%, непродовольственные – 14,1%, платные услуги для населения – на 11,3%. При этом там подешевели в годовом выражении курятина (0,6%), куриные яйца (1,6%), овощи и фрукты (8,5%).
По сравнению с сентябрем потребительские цены в России выросли в октябре лишь на 0,2%, в том числе продовольственные товары подорожали на 0,3%, платные услуги – 0,2%, а цены на непродовольственные товары остались на прежнем уровне.
За второй месяц осени там подешевели крупы и бобовые (2,8%), подсолнечное масло (1,7%), сахар-песок (3,7%), алкогольные напитки (0,2%), электротовары и другие бытовые товары (0,7%), строительные материалы (0,9%), услуги гостиниц (1,0%), санаторно-оздоровительные услуги (2,0%), услуги зарубежного туризма (1,1%).
Инфляция в Российской Федерации в октябре 2022 года, %
Источник: Росстат
В итоге ситуация с реальной ценой денег в России и Казахстане осталась прежней в пользу бизнеса соседней страны. Если в сентябре разница между базовой ставкой Нацбанка и годовой инфляции сложилась на уровне в минус 3,2%, в октябре она составила минус 2,8%. То есть реальная цена денег в нашей стране поднялась.
В России же деньги тоже подорожали в реальном выражении с минус 6,2% в сентябре до минус 5,1% в октябре. Но все же там они обходятся заемщикам гораздо дешевле, обеспечивая им дополнительное преимущество в борьбе с казахстанскими производителями на отечественном внутреннем рынке.
Очередное плановое решение Комитета по денежно-кредитной политике Нацбанка по базовой ставке будет объявлено 5 декабря. Заседание Совета директоров банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 декабря. Но уже вполне очевидно, что нынешний расклад с годовой инфляцией и ставками центральных банков вряд ли особо изменится до конца года. Вполне очевидно, что политика инфляционного таргетирования проводится вполне эффективно российским Центробанком, тогда как казахстанский Нацбанк фактически провалил ее, не сумев сдержать рост потребительских цен.
Источник: Национальный банк РК, Банк России (Центробанк), Росстат, Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК
Автор Тулеген Аскаров
Источник 365info.kz