Покупку можно обменять или вернуть ее стоимость. Что и в каких случаях подлежит обмену, а что нельзя вернуть, определено законами РК. При необходимости воспользуйтесь правилами возврата товара , сообщает nur.kz .

Как вернуть товар на Вайлдберриз: условия, процедура

Правила возврата товара в 2023 году

Разрешение конфликтов между покупателями и продавцами, потребителями услуг и теми, кто их оказывает, регламентирует Закон РК «О защите прав потребителей». В каких случаях можно вернуть товар в Казахстане? Это возможно, если:

  • приобретенная вещь оказалась с повреждениями, дефектами, а продавец о них не предупредил;
  • обновка не подошла по каким-то параметрам;
  • не пропущен срок, в течение которого можно возвратить товар; товар не включен в перечень тех видов, которые не подлежат возврату / обмену.

В разных случаях законом предусмотрены все необходимые условия. Завершается это или заменой вещи, или возвратом уплаченной за нее суммы.

Какой товар нельзя вернуть или обменять

Помните, что есть группы товаров, которые нельзя возвратить в торговую точку. Какие товары не подлежат возврату в Казахстане в 2023 году? Вот их перечень (ст. 30, п. 1):

  • Лекарства и медицинские изделия.
  • Нательное белье.
  • Чулочно-носочные изделия.
  • Устройства сотовой связи.
  • Метражный товар (ткани, ковровые изделия, кабели, линолеум, пленка).
  • Животные и растения.

В остальных случаях при соблюдении законных требований товар можно заменить или вернуть, получив деньги. Но при этом различаются условия возврата вещей качественных или с выявленными дефектами.

Условия возврата товара хорошего качества

Если приобретена вещь качественная, но не подошла по размеру, фасону, комплектации, ситуация разрешима в течение 14 дней (ст. 14). Продавец может заменить купленную вещь на аналогичную, а по соглашению сторон — на другой товар. При этом будет сделан перерасчет, если их стоимость разная.

Если не нашлось подходящего для обмена товара, покупатель вправе возвратить вещь, которая не подошла, и получить уплаченную сумму.

Условия возврата товара ненадлежащего качества

Статья 15 защищает права покупателя, если он купил товар с дефектами или поломками. При этом он вправе требовать:

Снижения цены товара соразмерно дефекту.

Безвозмездного устранения дефектов или возмещения расходов на их устранение.

Если выявлены существенные недостатки в технически сложном товаре, у покупателя есть право обменять его на аналогичную модель без этого недостатка или заменить на такой же товар другой модели с перерасчетом цены. Если заменить оказалось нечем, покупатель может требовать возвращения уплаченной суммы.

Сроки возврата или обмена

Обычный срок обмена или возврата непродовольственных товаров — 14 дней, если больший срок не объявлен продавцом или изготовителем. Но в отдельных случаях возможность возврата / обмена может сохраняться дольше.

В течение какого срока можно вернуть товар? В статье 17 это регулируется такими нормами:

Если установлен срок годности на товар — в течение этого срока.

Если определен гарантийный срок — до его истечения. Если сроки годности или гарантии не установлены, все равно можно предъявить требования на возврат. Это допускается в том случае, когда недостатки товара обнаружены в пределах 2 лет со дня покупки. Если невозможно установить такой день, в расчет берут сроки изготовления товара.

Возврат товара

 Как вернуть или обменять товар

С вопросом возврата или обмена товара логично обращаться туда, где этот товар был куплен. Но если при покупке был заключен договор, обращаться следует туда, куда предусмотрено договором.

Процедура возврата товара сопровождается условиями, предусмотренными Законом РК «О защите прав потребителей» (ст. 30). Обмен / возврат непродовольственных товаров или некачественных вещей возможен при таких условиях:

  • Вещью не пользовались.
  • Сохранился товарный вид и потребительские свойства вещи.
  • В сохранности остались пломбы, ярлыки, упаковка.

Независимо от этих условий товар может быть возвращен с оплатой его стоимости или заменен в течение 30 календарных дней, если он продан с истекшим сроком годности или не соответствует техническим регламентам и стандартам.

Если покупатель согласен заменить некачественный товар, но его нет в момент предъявления требований, замена возможна в течение 10 календарных дней. Если это касается технически сложного товара при обнаружении в нем существенных недостатков, заменить его должны в течение 30 рабочих дней или возвратить уплаченные деньги в течение 3 рабочих дней.

Покупатель при требовании обмена или возврата товара должен подтвердить факт приобретения его у этого продавца. Для этого предъявите чек или договор, если он заключен при покупке, товарно-транспортную накладную при покупке в интернет-магазине. Если документы не сохранились, придется доказывать факт покупки при помощи фото-, видеоматериалов или свидетельских показаний. 

На практике в процессе возврата товара возникают спорные и конфликтные ситуации. Куда обращаться, если не делают возврат товара в РК? Как пояснил главный эксперт Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Мухтар Аяпбергенов, на уровне государства принимаются меры для упрощения этой процедуры. С 2021 года запущена Единая информационная система приема и рассмотрения жалоб e-Tutynushy. Сейчас платформа находится на этапе пилотного тестирования, к ней подключены более 260 торговых организаций, со временем будут подключены все остальные.

На этом онлайн-ресурсе потребители могут оставить жалобу и прикрепить необходимые документы. Претензию направят в торговую организацию, которая должна на нее отреагировать в течение 10 дней. Если не реагирует — подключаются соответствующие госорганы. Если стороны не приходят к соглашению, потребитель может обратиться с исковым заявлением в суд. Сделать это можно на сайте электронного правительства eGov.kz.

Права потребителей в РК защищены законом. Потребителям полезно их знать и пользоваться при необходимости. Для этого в стране создаются современные механизмы, упрощающие процедуру.

Автор Татьяна Марценюк

Источник nur.kz