БВУ могли бы определить кратко-, средне- и долгосрочные цели по декарбонизации, считают в фининституте , сообщает kapital.kz .
Казахстанские банки недостаточно решительно переходят к «зеленому» кредитованию, а именно кредитованию, которое поддерживает экологически безопасную деятельность. В более ранней публикации блога эксперты выделили двусторонний подход к экологизации банковского кредитования в Казахстане. В этой публикации специалисты более подробно рассмотрели вопрос подверженности банков рискам, связанным с переходом, то есть рискам, относимым к зависимости промышленности от ископаемого топлива, в то время как мир переходит к более экологичной экономической деятельности.
В этом блоге будут рассмотрены углеродоемкость кредитования и приоритетные действия органов банковского надзора в Казахстане.
Растет подверженность казахстанских банков риску, связанному с переходом
В 2022 году банковское кредитование, подверженное риску, который связан с переходом, в Казахстане составило 70% от банковского капитала. Данный факт отражает анализ банковского кредитования на основе обновленной Классификации секторов, имеющих отношение к политике в области климата (CPRS), которая оценивает подверженность банковского кредитования риску, связанному с переходом. Данные позволяют оценить секторы экономики на основе их склонности вызывать образование парниковых газов (ПГ) и ранжировать кредитное финансирование данных секторов в зависимости от степени риска. Рисунок 1 демонстрирует уровень кредитного риска казахстанских банков в подверженных риску секторах по отношению к капитализации банка. Эксперты обнаружили тенденцию к снижению подверженности риску, связанному с переходом, в период с 2015 по 2019 год, а затем стагнацию. Кредитование энергоемких отраслей доминирует в банковском кредитовании с высоким риском, связанным с переходом. Подверженность риску в транспортном секторе заметно выросла в 2022 году.
Рисунок 1: Подверженность казахстанских банков рискам, связанным с переходом
Источник: Национальный банк Республики Казахстан, Бюро национальной статистики АСПР РК.
Углеродоемкость кредитования в Казахстане
Классификация секторов, имеющих отношение к политике в области климата (CPRS), полезна для сравнительного анализа по странам, но не обеспечивает такой точности, как если провести оценку фактического уровня выбросов углерода (или ПГ), относящихся к банковскому кредитованию в Казахстане. Эксперты рассчитали фактическую углеродоемкость кредитования в разбивке на секторы, по которым имеются данные о выбросах ПГ, и соотнесли их с банковским кредитованием. Такие расчеты могут обеспечить более четкое представление о тех направлениях/секторах, в которых локализована проблема, и на что следует сделать упор.
На рисунке 2 черные столбцы демонстрируют, что банковское кредитование обрабатывающей промышленности было наиболее емким с точки зрения содействия выбросам ПГ в 2022 году. В обрабатывающей промышленности предприятия черной металлургии, химической и текстильной промышленности являются отраслями с наибольшим объемом выбросов ПГ. Далее следует кредитование относительно углеродоемких секторов, таких как транспорт, горнодобывающая промышленность и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В Казахстане представление отчетности по выбросам ПГ с разбивкой на секторы не соотносится с тем, как представляются данные банковской системы по отраслевому кредитованию. Согласование этих данных позволит более эффективно отслеживать «зеленое» кредитование и подверженность рискам, связанным с переходом, особенно в таких секторах, как энергетика или водное хозяйство, где данные сложно сопоставлять.
Оранжевые точки на рисунке 2 показывают, что в транспортном секторе, обладающем высокой углеродоемкостью, был зафиксирован наибольший рост банковского кредитования в 2021-2022 годах, наряду с менее углеродоемким сектором торговли. Данный факт может свидетельствовать об увеличении подверженности банковской системы риску, связанному с переходом, если только кредитование транспортного сектора не предназначено для «зеленых» проектов. В то же время секторы с более низким уровнем выбросов, такие как сельское хозяйство, по-видимому, нуждаются в кредитовании.
Рисунок 2. Углеродоемкость и динамика кредитования по секторам
Источник: Разработанная ВБ информация с использованием данных Национального банка Республики Казахстан и Бюро национальной статистики АСПР РК.
Примечание: Углеродоемкость приблизительно определяется посредством соотношения общих выбросов (CO, NO2, ГФУ и др.), образованных в каждом секторе, с поправкой на соотношение кредитования к ВВП. Первая разность логарифма (кредиты) в ноябре 2022 года и 2021 года находится на правой оси.
Органы финансового контроля могут поощрять «зеленое» кредитование и снижать риск, связанный с переходом
Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) может предусмотреть требование для банков о подготовке планов перехода к чистым нулевым выбросам углерода. Банки могли бы определить кратко-, средне- и долгосрочные цели по декарбонизации, которые, по крайней мере, столь же масштабны, как и Определенные на национальном уровне вклады (ОНУВ) Казахстана в соответствии с Парижскими соглашениями по климату от 2015 года. Планы должны быть ориентированы на сокращение общих выбросов - углеродных следов самого банка, а также по направлению «вверх» и «вниз» в его цепочке создания стоимости, в частности, углеродоемкости банковского кредитования и инвестиционных портфелей - известных как выбросы, входящие в «сферу охвата 3».
Чтобы установить надежные цели в области декарбонизации, банкам необходимо инвестировать в развитие существенных возможностей по сбору данных и требовать от заемщиков достоверных данных об углеродном следе. Планы перехода к чистым нулевым выбросам углерода будут ежегодно представляться в АРРФР, что обеспечит снижение подверженности банков рискам, связанным с переходом. Органы банковского надзора и банки должны реалистично подходить к вопросам реализации, поскольку планы перехода представляют собой цикличный процесс. АРРФР может сопоставлять планы банков, выявлять новые передовые методы и отражать их в требованиях к управлению рисками, связанными с переходом.
Ни один орган банковского надзора в развивающихся странах еще не внедрил требование о подготовке банками планов перехода к чистым нулевым выбросам углерода. Казахстан может стать мировым лидером, учитывая сильную зависимость экономики страны от ископаемого топлива. Быстрое развертывание такой политики могло бы ускорить переход к нулевым выбросам или, по крайней мере, обеспечить для него прочную основу. Всемирный банк готов оказать содействие АРРФР в вопросах внедрения требований о подготовке банками планов перехода к чистым нулевым выбросам углерода - либо в рамках руководящих принципов управления рисками в области охраны окружающей среды, социальной ответственности и корпоративного управления (принципы ESG), либо в рамках нормативных документов об управлении рисками.
Авторы Исмаэль Ахмад Фонтан ,Ганбаатар Джамбал , Мартин Мелеки
Источник kapital.kz