При этом как экономика, так и население Казахстана растут быстрыми темпами , сообщает forbes.kz .
По данным коммерческого директора компании NielsenIQ Kazakhstan Мадины Сейсенгалиевой, два года назад казахстанцы в среднем тратили на продовольственную корзину 59 000 тенге в месяц. В 2023 году казахстанцы тратят на продукты питания в среднем 82 000 тенге в месяц, что на 40% дороже, чем в 2021 году.
«Цены на товары, которые составляют базу потребительской корзины, а это макароны, масло и так далее, растут гораздо быстрее, чем нам говорит об этом инфляция. Если посмотреть на непродовольственные товары, здесь картина такая же. Мы видим, что цены на мыло, шампунь, зубную пасты, стиральные порошки, то есть на товары, которые нужны нам постоянно, выросли более чем на 50% за 2 года», - рассказала Мадина Сейсенгалиева.
Самая большая часть расходов казахстанцев в услугах - аренда жилья, выросла более чем на 100%.
При этом высокая инфляция наблюдается в Казахстане на фоне положительного роста экономики страны в 2023 году, согласно информации Международного валютного фонда. Пока мировая экономика показывает самый низкий рост за последний десятилетия - 3%, рост экономики Казахстана, по прогнозу МВФ, составит 4,8%. Выше только у Китая (5,2%) и Индии (6,1%). Для сравнения, в США (1,8%), Канаде (1,7%), Европе (0,9%) и России (1,5%) мировая экономика растет значительно более слабыми темпами.
Заработная плата в Казахстане растет медленнее, чем инфляция и цены на продукты, продолжает Мадина Сейсенгалиева. Как показывает исследование, в мае 2023 года индекс продовольственных цен был на уровне 16,5, потребительских цен – 15,9, в то время, как индекс номинальной заработной платы составил 12,9.
Отсутствие финансовой безопасности ограничивает потребительскую способность покупателей. Уровень тревоги заставляет людей экономить и менять свои привычки, отметила эксперт. Если глобально 55% потребителей сокращают свои расходы, то в Казахстане около 70% стали осторожны в своих тратах и вынуждены экономить, даже имея стабильный заработок.
«Сейчас в распределении своих расходов у покупателя на первом месте стоит еда. Чтобы еда была на столе, все остальное он потихоньку сокращает. Самая интересная ситуация с осторожными покупателями - их в Казахстане большая часть. Несмотря на то что инфляция 20%, они увеличили свои расходы на потребительские товары всего на 9%. Они поменяли свои привычки, перешли на более дешевые бренды, на собственные торговые марки, стали чаще искать промоакции и т.д.», - отметила Мадина Сейсенгалиева.
Уровень жизни населения Казахстана падает, при этом население страны растет большими темпами. На 10 лет прирост населения страны составил 16,9%. Средний возраст населения в Казахстане - 30 лет. При этом люди в возрасте от 16 до 45 лет составляют 41% населения, а дети до 15 лет – 31%.
Источник forbes.kz