Авторынок Казахстана продолжает удивлять своими показателями, несмотря на непростые экономические условия, сообщает inbusiness.kz.
Фото: inbusiness.kz
В первые пять месяцев 2024 года казахстанские автопроизводители продемонстрировали впечатляющие результаты, сохранив стабильный рост и увеличив спрос на местные автомобили. Мы узнали, какие бренды и модели завоевали сердца казахстанцев и почему машины отечественного производства становятся все более популярными.
Согласно данным Казахстанского автомобильного союза (КАО), за первые пять месяцев 2024 года в Казахстане было произведено 55 985 единиц техники. В мае производство составило 9091 единицу, что на 34% меньше по сравнению с маем прошлого года. Основные причины снижения объемов производства включают неконтролируемый ввоз старых автомобилей и серый импорт, что негативно сказывается на производителях и официальных импортерах.
Однако, несмотря на эти вызовы, спрос на отечественные автомобили демонстрирует стабильный рост. Казахстанцы все чаще делают свой выбор в пользу местных производителей, что не только поддерживает национальную экономику, но и способствует развитию автопромышленности в стране.
Популярные бренды и модели
За этот период наиболее популярными брендами стали:
- Hyundai – 16 551 единица.
- Chevrolet – 12 776 единиц.
- Kia – 11 384 единицы.
- Jac – 6030 единиц.
- Jetour – 4649 единиц.
Среди моделей наибольшей популярностью пользовались:
- Chevrolet Cobalt – 10 531 единица.
- Hyundai Tucson – 9307 единиц.
- Kia Sportage – 5365 единиц.
- Jetour X70 – 2940 единиц.
- Jac J7 – 2736 единиц.
Согласно географии производства, наибольшее количество техники было выпущено в Костанае (35 549 единиц), Алматы (16 700 единиц) и Семее (2065 единиц). В других регионах также наблюдаются позитивные изменения в объемах производства, например, в Карагандинской области выпустили 525 единиц техники, что на 45% больше, чем в прошлом году.
Продажи автомобилей в мае 2024 года
По данным КАО, в мае было продано 12 032 "легковушек" и легкой коммерческой техники, а также 781 грузовик и автобус. Всего за первые пять месяцев 2024 года было продано 66 457 автомобилей, что на 0,1% больше, чем за тот же период прошлого года (66 389 единиц).
"Цифры продаж 2024 года сравнялись с результатами прошлого года, однако май продолжил прогнозируемое снижение. Рынок возвращается в прежнее русло. Мы прогнозируем продажи на уровне 160-165 тысяч новых автомобилей в этом году", – отметила Анар Макашева, президент КАО.
Топ-10 самых продаваемых автомобилей в мае 2024 года:
- Hyundai – 2424 единицы (-44%).
- Kia – 1903 единицы (-13,4%).
- Chevrolet – 1345 единиц (-59,2%).
- Jac – 1028 единиц (+396,6%).
- Chery – 929 единиц (+39,7%).
- Changan – 679 единиц (+31,3%).
- Jetour – 664 единицы.
- Haval – 592 единицы (-5,4%).
- Toyota – 571 единица (+14,2%).
- Geely – 450 единиц (+74,4%).
Как отметил президент Союза промышленных инвесторов Казахстана Кайрат Еламанов, последние пять лет авторынок показывает устойчивый рост.
"Последний год закрыт на уровне 198 тысяч автомобилей, было продано на официальном рынке. Из них 70% казахстанского производства. Соответственно, доля казахстанского производства на рынке подавляющая и растет в количественном выражении с года в год. Что касается автопрома, то введены новые требования для автопроизводителей по увеличению доли автомобилей, выпущенных методом CKD (мелкоузловой сборки). И требования к технологическим операциям по сварке и окраске. В этом году эта доля должна составить 20% в соответствии с требованиями и ежегодно будет расти на 10% до 2027 года. В 2027 году она составит 50%", – сказал он.
Президент Союза промышленных инвесторов также отметил, что введены дополнительные обязательства по освоению мелкоузловой сборки в каждом бренде выпускаемых автомобилей. И к 1 января 2026 года в каждом бренде, у каждого завода должна быть как минимум одна модель в каждом бренде.
"Мы видим и рост производства, и определенное ужесточение требований по локализации. Кроме того, продолжает действовать балльная система оценки локализации. Эти обязательства никто не снимал. Все эти требования будут выполняться параллельно. Мы уже видим то, что открывается ряд новых производств, реализуется ряд проектов по производству автокомпонентов. Это следствие того, что развивается CKD-производство. В Костанае будет открыт локализационный центр по производству ряда автокомпонентов, в том числе выхлопные системы, пластиковые детали, сэндвич-панели. В Алматы уже реализуется ряд проектов по производству компонентов. Это сиденья, пластиковые детали и мультимедиа", – уточнил Еламанов.
Он также подчеркнул, что в Костанае в этом году будет запущен первый завод KamLit по производству чугунного литья — это блоки цилиндров, головки блоков цилиндров, палки моста.
"В 2025 году будет запущен второй завод по производству главных передач – это редукторы моста для грузовых автомобилей. Кроме того, в этом году также планируется запуск производства шин в городе Сарань, Карагандинская область. Мощность завода составляет 3,5 миллиона шин, где будет выпускаться отечественный бренд шин Attar. Также прорабатывается вопрос по новым брендам также казахстанского производства", – подытожил спикер.
Следует отметить, что рынок продаж также демонстрирует стабильный рост по итогам пяти месяцев. Спрос на отечественные авто набирает обороты, что свидетельствует о доверии потребителей к местному автопрому. Производители активно работают над улучшением качества и внедрением инноваций, что позволяет им удерживать конкурентоспособные позиции на рынке.
Источник inbusiness.kz