Три месяца назад глава ведомства называла такой механизм покупок драйвером роста инфляции в Казахстане и долговой нагрузки казахстанцев.
Фото: RDNE Stock project/Pexels
Рассрочка от банков стала одним из самых популярных финансовых инструментов в Казахстане. Рынок BNPL ("бери сейчас – плати потом") превышал 2,3 трлн тенге (почти 5 млрд долларов). В конце прошлого года глава агентства по регулированию и развития финансовых рынков (АРРФР) Мадина Абылкасымова заявила о планах реформировать правила выдачи таких займов. Однако спустя три месяца ведомство оказалось ни при чем в этом вопросе. Почему обещанные изменения так и не состоялись,сообщает inbusiness.kz.
Почему рассрочки стали основным потребительским трендом?
Механизм рассрочек по модели buy now pay later (BNPL), что в переводе с английского означает "покупай сейчас — плати потом", продолжает набирать популярность в Казахстане. Эта модель позволяет покупателям совершать покупки, разделяя платежи на равные части в течение определенного времени — обычно от нескольких недель до нескольких месяцев. В отличие от традиционных кредитных продуктов, BNPL упрощает процесс покупки: клиенту не требуется заключать стандартный кредитный договор с банком и оплачивать дополнительные комиссии. Большинство сервисов не требуют подтверждения дохода и предлагают мгновенное одобрение сделок.
По состоянию на 1 сентября 2024 года объем рынка BNPL в Казахстане составил 2,3 трлн тенге, что на 17% больше по сравнению с началом года. Эта цифра свидетельствует о росте популярности рассрочек и растущем интересе казахстанцев к гибким финансовым инструментам.
"Когда вы покупаете товар в рассрочку, за вас банк платит продавцу, а тот, соответственно, отдает часть своей маржи банку. Кредитное плечо позволяет продавать больше товара. Людей, которые не могут себе позволить сразу купить товар за 100% наличными, достаточно много. Когда предоставляется инструмент рассрочки, продавец продает больше товара и зарабатывает, даже с учетом того, что часть маржи отдает банку", — объясняет экономист Галим Хусаинов.
Однако, несмотря на удобство и привлекательность рассрочек, существуют опасения, что эта модель нередко маскирует скрытое кредитование. Финансовый аналитик Арман Бейсембаев отмечает, что продавцы часто включают процент банка в стоимость товара, что, по его мнению, превращает рассрочку в завуалированный кредит.
"По сути, это не рассрочка в классическом понимании, а скрытый кредит. Расходы на проценты банка уже заложены в цену товара, даже если это не заявлено напрямую", — подчеркивает он.
Об этом в декабре прошлого года и говорила глава АРРФР Мадина Абылкасымова. Покупатели, которые могут оплатить товар сразу и без кредита, при текущей модели зачастую лишены скидок, которые получают банки в текущей модели рассрочек, отмечала она как фактор обеспокоенности властей.
В связи с этим эксперты советуют покупателям, располагающим достаточными средствами, уточнять у продавцов возможность получения скидки при полной оплате. В ряде случаев магазины готовы снизить цену, поскольку им не приходится делиться маржой с банком.
Предприниматели перекладывают комиссию на покупателя
В то время как одни торговые точки изначально устанавливают повышенную стоимость на весь ассортимент независимо от формы оплаты, другие применяют более гибкую политику. В частности, некоторые ретейлеры увеличивают первоначальную цену на 10-15% при оформлении товара в рассрочку.
Председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская поясняет, что легитимность такой практики определяется уровнем информированности покупателя о надбавке.
"То есть если потребитель предупрежден, что ему предоставляют кредит, и это кредит, который предоставляется банком, и банк за обслуживание этого кредита либо просто берет процент, то, конечно, они имеют право. Но если они не предупредили и в договоре не сказано об этих процентах, то тогда можно оспорить их", — поясняет Романовская.
Важно отметить, что законодательство предоставляет потребителям право на отказ как от приобретенного товара, так и от кредита/рассрочки в течение 14 дней с момента заключения договора. При этом клиент обязан компенсировать банку проценты за фактический период пользования кредитными средствами.
Регулирование рынка
Казахстанский рынок BNPL-кредитов по-прежнему функционирует вне регуляторного поля. Несмотря на то, что агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) обсуждало возможные меры контроля, конкретная модель регулирования ценообразования для наличных расчетов и рассрочки до сих пор отсутствует.
В декабре 2024 года глава агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова выделила проблему: механизмы BNPL способствуют росту инфляции и увеличивают долговую нагрузку населения. Ведомство анонсировало разработку новых правил в сотрудничестве с антимонопольным регулятором, целью которых станет установление более низких цен для покупателей, использующих полный расчет без привлечения кредита.
С момента озвучивания инициативы прошло три месяца. Однако в ответ на официальный запрос редакции inbusiness.kz относительно хода работы по модернизации регулирования BNPL-кредитов в АРРФР сообщил, что "этот вопрос находится не в его ведении".
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев, анализируя ситуацию, приводит опыт России, где недавние законодательные изменения передали функцию предоставления товарной рассрочки от банков непосредственно магазинам. По его мнению, подобная модель могла бы работать и в Казахстане.
"Поскольку в рассрочке скрыт процент, который не раскрывается и не озвучивается, потребители не воспринимают ее как кредит и практически не реагируют на изменения ставки Нацбанка. Им кажется, что они ничего не переплачивают, и поэтому, какой бы процент ни устанавливался, это не влияет на спрос. Это происходит потому, что реальная стоимость кредита в рассрочке остается незаметной. Возможно, стоит задуматься о том, чтобы рассрочку предоставляли сами магазины, а банки играли роль посредников. Либо можно законодательно запретить банкам называть кредит со скрытыми процентами рассрочкой. Однако для этого потребуется тщательно продумать архитектуру системы, и действовать в этом направлении нужно очень осторожно", — резюмирует Бейсенбаев.
Эксперты сходятся во мнении, что реформирование рынка рассрочек требует взвешенного подхода. Повышение прозрачности финансовых операций и защита прав потребителей должны быть реализованы без резких изменений, способных дестабилизировать рынок.
Автор Бахытгуль Джакупова
Источник inbusiness.kz