На протяжении многих лет власти Казахстана спасают банки после мирового финансового кризиса. За эти годы государство потратило триллионы тенге на поддержку сектора и снижение доли плохих кредитов в экономике. В январе 2020 года Касым-Жомарт Токаев заявил, что финансовая система Казахстана больна из-за высокой закредитованности казахстанцев. Ко всему прочему, огромное влияние на финансовый сектор оказала пандемия коронавируса. Как обстоят дела к осени 2020? Удалось ли Агентству по регулированию и развитию финрынка совместно с Нацбанком улучшить ситуацию?
Независимый эксперт по банковским вопросам Нуржан Биякаев помог разобраться в анализе, который представило Агентство по регулирования и развитию финансового рынка (АРРФР) 4 ноября — в нем собраны данные за девять месяцев 2020 года.
В обзоре рассказывается о банковском секторе, депозитном и кредитном рынке, страховом секторе и рынке ценных бумаг.
Агентство сообщило, что банки Казахстана имеют существенный запас ликвидности, составляющий порядка 14 трлн тенге, из которых порядка 12,3 трлн тенге представлены высоколиквидными активами. Это позволяет банкам обслуживать свои обязательства в полном объеме.
Здесь Биякаев подчеркнул, что высоколиквидные активы – это деньги. То есть данное утверждение Агентства говорит о том, что банки Казахстана имеют достаточный объем денег, и в случае возникновения каких-либо проблем они смогут без проблем закрыть обязательства перед вкладчиками.
По состоянию на 1 октября 2020 года коэффициент достаточности основного капитала составил 19,9% (при минимальном уровне – 7,5%, для системообразующих банков – 9,5%), коэффициент достаточности собственного капитала – 25,3% (при минимальном уровне – 10%, для системообразующих банков – 12%), что в среднем по системе существенно превышает установленные законодательством нормативы.
«Это достаточно хороший, высокий показатель, порядка 20%. То есть минимальный уровень, вы видите, в три раза меньше. Проще говоря, данный показатель говорит о том, что чистая прибыль банков возрастает. Если возьмете прошлые периоды по банкам второго уровня, то рост прибыли был гораздо меньше», — заметил эксперт.
Также в АРРФР сообщили, что в финансовом секторе Казахстана в сентябре 2020 года наблюдалось некоторое оживление в сфере кредитования. Это связано с тем, что была предоставлена массовая отсрочка в период карантина на три-шесть месяцев для субъектов кредитования.
«После отсрочек однозначно сектор нужно чем-то финансировать, и сами субъекты обращаются за кредитом, чтобы как-то раскачать свой бизнес. Поэтому увеличение динамики кредитования налицо, и оно уместно. Либо идет новое кредитование, либо идет рефинансирование действующих займов», — заметил Биякаев.
Эксперт напомнил, что Нацбанк выделил порядка 600 млн в поддержку МСБ под процентными ставками от 6-8%. Учитывая, что представителям МСБ необходима поддержка государства, они становятся участниками госпрограмм и берут кредиты. Это важно, особенно в условиях пандемии, которая еще не закончилась.
Между тем, судя по обзору АРРФР, во втором квартале 2020 года казахстанцы стали меньше брать кредиты, поэтому портфель потребительского кредита уменьшился на 3%. Нуржан Биякаев подчеркнул, что «это естественно», ведь на второй квартал пришелся пик карантина. Именно в этот период снизились риски по потребительскому кредитованию.
«Банки работали только по предоставлению отсрочек физлицам и встречно никакого финансирования не производилось. Если и производилось, то только в малом количестве и тем людям, что не просили отсрочек. В основном люди просили отсрочки, потому что оставались без работы, временно не работали или находились на больничном», — заметил специалист.
Уже в третьем квартале 2020 года люди начали потихоньку брать кредиты. Так портфель потребительского кредита вырос на 1,4%. При этом объем вновь выданных кредитов банков на потребительские цели за январь-сентябрь 2020 года уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 19,4% (-621,5 млрд тенге).
Также на сайте АРРФР стало известно, что за сентябрь 2020 года активы страховых (перестраховочных) организаций увеличились на 1,2% и по состоянию на 1 октября 2020 года составили 1,4 трлн тенге, или 2,1% от ВВП.
Это говорит о том, что рынок страхования работает и дает стабильный рост, считает Биякаев. Если по сравнению с 2019 годом показатель увеличивается, то это говорит о том, что рынок не стоит и идет всегда на увеличение объемов.
«Чем больше страховых премий получает страховая компания и чем меньше у нее страховых выплат – тем лучше картина по структуре баланса», — подчеркнул он.
Банковский сектор
Если переключиться чисто на банковский сектор, то на 1 октября 2020 года в Казахстане работает 26 банков. 6 ноября 2020 года стало известно, что суд принял решение принудительно ликвидировать Tengri Bank.
Совокупные активы банковского сектора по состоянию на 1 октября 2020 года составили 29 902,7 млрд тенге, увеличившись с начала года на 11,6%.
Это, по мнению Биякаева, хороший показатель, который говорит о том, что приток вкладов идет как по физлицам, так и по юрлицам.
Депозитный рынок
Очень интересную ситуацию продемонстрировал депозитный рынок.
По сведениям Агентства, депозиты юридических лиц в сентябре выросли на 4,5% — до 11 трлн тенге (с начала года – на 13,1%), депозиты физических лиц – на 2,1% — до 10 трлн тенге (с начала года – на 11,6%).
Казахстанцы вкладывают свои деньги в банки, несмотря на то, что условия по депозитам непривлекательны. Это связано с тем, что деньги все-таки безопаснее держать не под подушкой, а в финучреждении.
Нуржан Биякаев сообщил, что соотношение валютных долларовых депозитов на начало года уменьшилось. Это связано с тем, что депозиты в тенге намного привлекательнее, нежели в долларах.
«Базовая ставка физлиц по долларовым депозитам не превышает одного процента (0,8-0,9) – это крайне низкая ставка и неинтересная для вкладчиков. В тенге, напротив, базовая ставка варьируется от 9-12% годовых», — отметил эксперт.
Кстати, в сентябре 2020 года динамика тенге была разнонаправленной и характеризовалась умеренной волатильностью. Однако, в последние дни октября на фоне резкого снижения цен на энергоносители тенге ощутил значительное давление. Падение стоимости барреля нефти за последнюю неделю месяца было стремительным и наихудшим с апреля 2020 года, котировки упали на 10,3%.
В этот период на валютном рынке наблюдалось резкое снижение предложения валюты и низкая ликвидность, в связи с чем Национальный Банк проводил валютные интервенции, объем которых составил 91,3 млн долларов. Участие Национального Банка не препятствовало общей рыночной динамике.
Рынок ценных бумаг
По рынку ценных бумаг Агентство сделало акцент на том, что объем торгов упал.
«Капитализация рынка акций по состоянию на 1 октября 2020 года составила 17,7 трлн тенге, уменьшившись за сентябрь 2020 года на 1,2%. При этом в сравнении с показателем на 1 июля 2020 года капитализация рынка акций выросла на 2,2%», — сказано в сообщении АРРФР.
Эксперт подчеркнул, что пандемия повлияла и на эту сферу. Поэтому участие на рынке естественно представлено в меньшем объеме.
Резюмируя все вышеизложенное, Биякаев отметил, что банковские показатели неплохие, но не стоит забывать, что они постоянно поддерживаются государством.
«Была предоставлена масштабная отсрочка как физлицам, так и юрлицам. Кроме того, были послабления вплоть до октября со стороны Агентства в части непредъявления требований к некоторым позициям пруденциальных нормативов, а это значит, были ослаблены требования к правилам Нацбанка. Нацбанк совместно с Агентством и Правительством подсуетился во время карантина и выделил средства. Так, порядка 600 млн тенге выделили субъектам МСБ на государственное и льготное финансирование», — заметил эксперт.
Вместе с этим, Агентство в своем отчете говорит о том, что в совокупности средние базовые ставки по программам кредитования казахстанцев хорошие, в пределах 8-9%.
«Но средняя ставка складывается за счет того, что есть несколько госпрограмм, в числе которых жилищные программы ЖССБ, где предусмотрены такие ставки. Поэтому, когда выводится средняя ставка, выходит красивый показатель в пределах 8-9% годовых. А в целом ставки кредитования у нас высокие. Базовые ставки высокие на фоне других постсоветских государств. В частности, если сравнивать с Россией», — заметил эксперт.
Между тем, динамика показателей по активам банков, по собственному капиталу неплохая. Но не стоит расслабляться, ведь это, по мнению Биякаева, связано с тем, что в 2020 году было предоставлено много отсрочек. Если бы не предоставляли отсрочки, казахстанцы не платили бы массово по своим кредитам, ссудный портфель был бы огромным, а его качество – плохим. Все это негативно бы сказалось на банках Казахстана.
В завершение Нуржан Биякаев подчеркнул, что в обзоре казахстанцам продемонстрировали положительную динамику финансового рынка. Посмотрим, какая ситуация сложится к концу 2020 года.
22 мая аналитики международной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) провели исследование и описали «новую экономическую реальность», которая продолжит существование и после эпохи пандемии коронавируса.
19 августа эксперт института экономических исследований рассказал, как на экономике Казахстана отразились два карантина, действовавших в период с 16 марта по 11 мая и июле — начале августа. По оценке специалиста, за два периода ограничений ВВП страны недополучил 2,5-3 триллиона тенге.
21 октября министр национальной экономики Руслан Даленов заявил, что экономика Казахстана в 2021 году вырастет.
Автор Айша Кутубаева
Источник liter.kz