В такой ситуации вопрос дальнейшего повышения Нацбанком базовой ставки требует взвешенной оценки ,сообщает 365info.

Ипотечное кредитование: сокращаем документооборот

После девальвации тенге вслед за рублем Национальный Банк Казахстана принял внеочередное решение о повышении базовой ставки до 13,5%, с процентным коридором +/-1 п. п. и в дальнейшем сохранил ее на этом же уровне.

В ведомстве пояснили: эти меры были предприняты с целью обеспечить стабильность макроэкономической ситуации и финансового рынка страны. Но в результате повысилась процентная става по депозитам и кредитам, изменились условия действующих ипотечных программ в коммерческих банках.

В АО «Халык банк» для обладателей зарплатной карты ставку по ипотеке на приобретение «вторички» подняли с 13% до 18%. У кого зарплатной карты этого банка нет, ставка возросла с 19% до 23%

Об изменениях условий ипотечного кредитования говорят и в «Сбербанке». Здесь процентная ставка увеличилась практически на 4%. Теперь годовая ставка по ипотечному кредиту на 20 лет составляет 21,2%, на 15 лет — 19,5%.

Не последняя мера

По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, удорожание коммерческого ипотечного кредитования не отразится на населении. Потому что ипотеку в коммерческих банках берут, как правило, люди с определенным достатком.

 Надо понимать, что это рынок, и реакция банков вполне закономерна. Более того, я считаю, что Нацбанк недостаточно высоко поднял базовую ставку. Она должна была быть еще выше три года назад .Если, конечно, наша страна хочет победить инфляцию. Да, будет и замедление экономического роста. В текущих реалиях политика Нацбанка весьма непредсказуема, поэтому я не знаю, будет ли регулятор повышать базовую ставку еще. Надеюсь, новое руководство ведомства будет производить более профессиональные решения, — говорит он.

По кому ударит?

Экономист Петр Своик в противовес ему считает, что монетарная политика, которую сейчас избрал Нацбанк, окончательно гробит социальную составляющую жилищной программы. Это чревато усилением напряжения и недовольства в обществе.

 Но ситуация в мире сейчас настолько изменчива, что требовать от чиновников логичного поведения просто не приходится. И наверное надо подождать несколько месяцев, пока не уляжется вся эта инфляционная пыль, чтобы понять, как действовать дальше. Между тем социальное недовольство населения в нашей стране носит многослойный характер. Те десятки тысяч человек, которые вышли на улицы южной столицы в январе и мародерствовали — это низший слой. Обездоленные, перекредитованные, у которых нет доходов и которые живут на кредиты — в общем, отчаявшаяся масса. Их никакие ипотеки не волнуют, для них это что-то недостижимое

Более благополучный слой населения сейчас тоже копит недовольство. А кому понравится, когда примеривался-примеривался к ипотеке на протяжении пяти-семи лет, что-то копил, а тут тебе заявляют, что ставки по ипотекам подросли?! — вопрошает Своик.

Колониальная модель

По его наблюдениям, вся банковская система в Казахстане во граве с Нацбанком построена на категорическом недопущении производственного кредитования. И даже если сейчас Нацбанк поднимет базовую ставку, на нем это никак не отразится — оно и так мертво.

— У нас есть только потребительское кредитование, что само по себе уже колониальный синдром и гарантия того, что страна будет опускаться в трясину деиндустриализации и накопления социальных проблем. Что и происходит.

Поэтому главная беда банковской системы даже не в том, что сейчас в очередной раз повышается стоимость кредита, а в том, что этот кредит потребительский. Тогда как прежде всего должен быть производственный. Но и стоить по нынешним временам он должен не более 3-4%

А чтобы он не порождал инфляцию и спекуляцию такими дешевыми деньгами, должны быть две вещи. Во-первых, выделенные банковские системы, которым на рынке вообще запрещено играть и они целевым образом кредитуют производство.А во-вторых, должны быть системы планирования таких производств. То есть нужно определять, что именно надо кредитовать в Казахстане, чтобы развивалось производство, а не закредитовывалось потребление.Это очень старая болезнь Национального банка — он не только не создает производственные кредиты, а его политика к тому же направлена на удушение. И сейчас, в период обострений и кризисов, эта болезнь переходит в смертельно опасную, — заключает Петр Своик.

Автор Татьяна Киселёва

Источник 365info.kz


Популярные новости