2020-е почти несомненно превращаются в десятилетие низких темпов экономического роста , сообщает forbes.kz .

Темпы экономического роста в РФ за 2004г. составили 6,9% — РБК

После саммита «Большой двадцатки» в Индии и сентябрьской Генеральной Ассамблеи ООН мировые лидеры отправятся на собрания Международного валютного фонда и Всемирного банка в Марракеше, а затем на Конференцию ООН по изменению климата (СОР28) в Дубае. Однако нет особого оптимизма, что эти саммиты обеспечат значимый прогресс в решении наших крупнейших проблем, причём не из-за отсутствия решимости, а потому что глобальные правила, которыми мы руководствуемся со времён окончания Второй мировой войны, больше не годятся.

Саммит «Большой двадцатки» подтвердил усиление фрагментации мира. Хотя эта встреча сигнализировала о превращении Индии в одну из крупнейших держав, момент триумфа премьер-министра Нарендры Моди оказался мимолётным. Этот саммит мало что сделал для того, чтобы предотвратить почти несомненное превращение 2020-х в десятилетие низких темпов экономического роста.

Хотя Африканский союз был признан полноправным членом «Большой двадцатки», страны Глобального Юга почти не получили никакого освобождения от своих непосильных долгов. Страны «Большой двадцатки» (сокращённо G20) ответственны за 75% глобальных выбросов углекислого газа, но на саммите не была закрыта гигантская дыры в климатическом финансировании. Руководствуясь выводами «Оценки адекватности капитала», проведённой по заказу G20, администрация Байдена обязалась предоставить дополнительные $25 млрд Всемирному банку. Однако эта цифра очень далека от размеров ежегодной суммы поддержки в $260 млрд, рекомендованной в этом году «Большой двадцатке» бывшим министром финансов США Лоуренсом Саммерсом в докладе Сингха-Саммерса.

Напротив, прошедший саммит завершает год, в течение которого Китай и Запад возводили новые «железные занавесы» в сфере технологий, торговли, инвестиций и данных. Всё это предвещает наступление будущего на основе принципа «один мир, две системы». Вместе с этим новым протекционизмом началось и снижение роли «Большой двадцатки». Если бывший президент США Барак Обама считал G20 главной площадкой для глобального экономического сотрудничества, нынешний советник по национальной безопасности США Джейк Салливан считает «Большую семёрку» (Европа, Америка и Япония) «руководящим комитетом свободного мира».

Снижение роли «Большой двадцатки» стало побочным продуктом перехода от однополярного мира к многополярному, от экономической гиперглобализации к так называемой «облегчённой глобализации», от неолиберализма к неомеркантилизму. На протяжении последних 30 лет именно экономика определяла принятие политических решений. А теперь политические соображения (более того, националистическая политика) стали мотором принятия решений. Политика нулевой суммы одерживает победу над взаимовыгодной экономикой.

В 1999 году, когда я присутствовал на первом заседании «Большой двадцатки» (тогда входящие в группу страны представляли лишь министры финансов), американская гегемония находилась на пике, а Федеральные резерв США и министерство финансов США наслаждались тем, что их называли «комитетом спасения мира».

Когда в 2008 году глобальная экономика посыпалась, Великобритания и ряд других стран призвали глав правительств «Большой двадцатки» впервые собраться вместе. На заседании G20 в Лондоне в 2009 году мы были крайне заинтересованы в том, чтобы Китай совместно с Западом поддержал мировую экономику, для чего требовался $1 трлн. Уже тогда мы могли увидеть, что мир движется в многополярном направлении.

Лондонский саммит поручил тогдашнему премьер-министру Индии Манмохану Сингху провести оценку доминирующей международной архитектуры. А затем на саммите в Питтсбурге осенью 2009 года «Большая двадцатка» договорилась по поводу глобального соглашения о содействии росту экономики. Работу должен был возглавить МВФ, которому предстояло публиковать ежегодные оценочные доклады для выявления рисков в мировой экономике и возможностей для проведения скоординированных действий.

Но поскольку Запад увлёкся политикой жёсткой бюджетной экономии и предпочёл новые формы протекционизма, все эти инициативы выдохлись. А при Дональде Трампе Америка порвала со своей традицией действовать (обычно) в рамках многосторонней системы (мультилатерализм) и выбрала односторонние подходы, хотя в игру уже вступил многополярный мир.

Между тем, изменение климата, пандемия Covid-19, а также энергетический и продовольственный кризис 2022 года подтвердили, что проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, являются действительно глобальными, и им нужны глобальные решения. Нельзя достичь прогресса с помощью одних лишь двусторонних и региональных действий. Требуются глобально скоординированные действия.

Повышая роль «Большой семёрки» в ущерб «Большой двадцатке», мы должны задаться вопросом, а что случится, если в следующий раз, когда начнётся мировой финансовый кризис, мы не сможем найти способа собрать вместе всех крупнейших игроков. Будет ли у нас шанс на прогресс в сокращении глобальных выбросов парниковых газов и на предотвращение «паразитирования» в мире, в котором «каждый за себя»? Есть ли у нас шанс устранить глобальное неравенство, когда страны смотрят на мир исключительно с точки зрения «мы против них», и когда нет площадок, на которых можно было бы найти общую почву?

Да, президент США Джо Байден признаёт необходимость глобального сотрудничества и является самым рьяным интернационалистом среди президентов США новейшего времени. Но хотя его собственная повестка в «Большой двадцатки» не была ошибочной, она была довольно вялой: предпочтение отдаётся двусторонним альянсам, а не глобально скоординированным действиям. Тем временем Китай тоже представляет себя защитником миропорядка, основанного на правилах, и обещает соблюдать Устав ООН, но верховный лидер этой страны Си Цзиньпин даже не приехал на саммит «Большой двадцатки» и на сентябрьскую ассамблею ООН.

В те редкие моменты, когда хорошая подготовка соединяется с возможностями, мы должны действовать вместе. «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия» президента США Джона Кеннеди, сокращение ядерных вооружений Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачёвым, историческое соглашение 1987 года о борьбе с разрушением озонового слоя – все эти примеры показывают, что сильные лидеры способны радикально менять курс. Нынешние лидеры не должны ждать катастрофу, которая вынудит их действовать.

Автор Гордон Браун

Источник forbes.kz