Как проходит трансформация организации, рассказал заместитель председателя правления Центрального депозитария ценных бумаг Едил Медеу , сообщает forbes.kz.
Едил Медеу .Фото: архив пресс-службы
Центральный депозитарий является частью инфраструктуры фондового рынка. Едил, расскажите вкратце, в чем предназначение организации?
- Если говорить в общих словах, то Центральный депозитарий – это инфраструктурная организация, которая ведет учет прав собственности на ценные бумаги в Казахстане и осуществляет регистрацию операций с ними.
Нужно понимать, что мы ведем все реестры собственников казахстанских ценных бумаг. В этих реестрах фиксируются как конечные собственники ценных бумаг, то есть физические или юридические лица, так и брокеры и банки-кастодианы, которые выступают посредниками или номинальными держателями ценных бумаг для их конечных собственников.
В первом случае, если инвестор не намерен активно торговать ценной бумагой и ему не нужны услуги посредников для учета прав собственности на эти активы, он, как правило, напрямую фиксируется в реестре держателей как конечный собственник. Такой собственник ценных бумаг может подтвердить свои права собственности через Центральный депозитарий.
Во втором случае, когда инвестор активно торгует ценными бумагами на фондовой бирже или на международном рынке, он делает это через посредников, и в этом случае его права собственности подтверждаются не Центральным депозитарием, а брокером или банком-кастодианом, посредническими услугами которых он пользуется. Тогда как Центральный депозитарий в таком случае выдает выписки, подтверждающие права собственности на ценные бумаги, данному посреднику, выступающему в качестве номинального держателя.
В 2022 году Центральный депозитарий начал проводить трансформацию деятельности. Почему?
- Трансформация осуществляется согласно нашей стратегии, и ее необходимость вызвана, во-первых, развитием самого рынка ценных бумаг в Казахстане. Где-то с 2019 года в условиях ускоренной цифровизации отрасли мы наблюдаем существенный рост брокерских счетов в Казахстане и количества проводимых операций с ценными бумагами. Как инфраструктура, мы, конечно, хотим содействовать этому развитию рынка, а где-то ускорить его. Поэтому нашей первоочередной задачей было масштабирование деятельности Центрального депозитария и повышение его производительности, чтобы наши информационные системы могли обрабатывать большее количество операций за более короткое время и оказывать больше услуг.
Во-вторых, возросла требовательность клиентов. Потребители финансовых услуг избалованы банковскими супераппами, где можно осуществить мгновенный перевод денег, снять или пополнить депозит, провести конвертацию валюты и осуществить много других операций. Такой же скорости эти потребители ждут и от брокеров: мгновенно пополнять брокерский счет, оперативно торговать ценными бумагами, переводить активы и деньги с одних счетов на другие. Брокеры, в отличие от банков, самостоятельно не могут построить такую экосистему на рынке ценных бумаг без взаимодействия с инфраструктурой. На их бэке работаем мы, так как являемся централизованной учетной и расчетной организацией по ценным бумагам.
О каких результатах трансформации уже можно говорить?
- Мы существенно увеличили нашу производительность через запуск омнибус-счетов.
На конец декабря 2023-го в Казахстане открыто порядка 2,4 млн брокерских счетов, из которых 700 тыс. приходится на сегрегированные счета инвесторов, которые открыты брокерами в нашей системе на имя своих клиентов, а оставшиеся 1,7 млн счетов обслуживаются в Центральном депозитарии через 3–4 агрегированных омнибус-счета. Когда мы вводили омнибус-счета в начале 2022 года, сегрегированных счетов было порядка 200 тыс., а сейчас, как вы видите, цифры значительно выросли. Омнибус-счета позволили банкам и брокерам активней привлекать инвесторов и открывать брокерские счета, не оглядываясь на производительность информационных систем Центрального депозитария на бэке.
В то же время для улучшения доступности услуг Центрального депозитария для инвесторов, которые обслуживаются у нас напрямую, мы подключились к государственным базам данных. Мы запустили биометрический сервис для идентификации таких инвесторов при установлении деловых отношений. Это дает им возможность не пользоваться ЭЦП при идентификации в личном кабинете держателя ценных бумаг на веб-портале Центрального депозитария.
Кроме того, мы в пилотном режиме запустили FХ-модуль. Брокеры часто жаловались, что через банки им долго и дорого конвертировать валюту для клиентов, которые хотят заключать сделки с ценными бумагами, используя эту валюту. Мы получили лицензию на обменные операции с иностранной валютой и членство на валютной секции биржи. Через SMA-доступ мы даем брокерам возможность покупать и продавать валюту напрямую на бирже. Процесс ускоряет и делает дешевле для инвесторов операции с валютными и тенговыми бумагами внутри страны и за рубежом.
Пилотный режим – это первый этап. Мы решили проверить, как все будет работать, и запустились только по одной паре – доллар-тенге. Кроме того, мы установили лимит на транзакцию в размере $50 тыс., так как хотим посмотреть активность участников «в бою», увидеть, какие сделки они заключают и какой объем торгов пойдет через нас. Мы вновь приходим к тому, что инвесторы становятся более требовательными и не хотят тратить время и деньги на конвертацию валюты, а брокеры – терять клиентов из-за низкой скорости обработки операций.
Мы запустили также портал корпоративных действий по ценным бумагам. Их держатель может зарегистрироваться на сайте депозитария финансовой отчетности и получать уведомления о корпоративных событиях и корпоративных действиях эмитента. Сейчас инвестору нужно самостоятельно искать информацию о корпоративных событиях на сайте депозитария финансовой отчетности. На нашем портале вся информация о корпоративных событиях по ценным бумагам автоматически приходит в личный кабинет держателя этой ценной бумаги. Таким образом, мы автоматизировали рассылку уже порядка 72 видов корпоративных событий и действий.
Другой наш новый сервис – платформа по торговле ценными бумагами на внебиржевом рынке. Если раньше мы выступали исключительно как бэк-офис – получали приказы и регистрировали на этом основании операции с ценными бумагами, то теперь на платформе участники рынка могут подавать нам заявки на их покупку и продажу в «стакан заявок».
Чем платформа отличается от услуг, которые предоставляет биржа?
- Во-первых, мы не таргетируем биржевые ценные бумаги, находящиеся в листинге. Напомню, что большинство компаний в Казахстане не являются публичными. Ценные бумаги таких компаний не торгуются на бирже, и чтобы купить или продать такую бумагу, инвестору нужно самостоятельно искать контрагента. С появлением внебиржевой платформы владельцы нелистинговых ценных бумаг могут подать заявку на покупку или продажу этих активов на платформе Центрального депозитария, и ее увидит весь рынок. Если кто-то подаст встречную заявку, и эти две заявки совпадут по параметрам, то есть произойдет их мэтчинг, такая сделка автоматически уйдет на расчеты. Таким образом, мы предоставляем централизованный механизм по торговле ценными бумагами на внебиржевом рынке, и уже пошли первые сделки. В 2024 году мы дадим нашим клиентам, которые не пользуются услугами брокеров, прямой доступ к торговле на этой платформе.
В 2024 заканчивается текущая стратегия, куда дальше?
- В Концепции развития финансового сектора, утвержденной в 2022 году, говорится, что одним из направлений развития рынка ценных бумаг является трансформация Центрального депозитария из локальной в региональную инфраструктурную организацию. Мы развиваем многие направления деятельности: не только депозитарную, но и регистраторскую и банковскую деятельность, организацию торгов на внебиржевом рынке, а также предоставляем доступ на международные рынки капитала.
Нашими услугами пользуется весь Казахстан, а также ряд иностранных брокеров. И задача стоит более амбициозная: на следующие 3–5 лет наша стратегия нацелена на региональное лидерство. Если вы посмотрите наш регион, то увидите, что за исключением Центрального депозитария Казахстана, в регионе отсутствуют депозитарии с такими же объемами активов и финансовых инструментов на обслуживании. Сейчас мы уже можем утверждать, что имеем достаточную экспертизу и ресурсы, а главное – широкую корреспондентскую сеть, чтобы начать трансформироваться в регионально значимую инфраструктурную организацию.
У нас установлены корреспондентские отношения с тремя глобальными депозитариями, что дает возможность нашим клиентам покупать и рассчитывать операции с ценными бумагами по всему миру. Помимо международной сети у нас есть региональная депозитарная сеть. Установлены депозитарные мосты с российским, белорусским, армянским и кыргызским депозитариями. Сейчас мы работаем над расширением этой сети и хотим наладить взаимодействие с Узбекистаном, Азербайджаном и Турцией. Первоочередная задача – это дать доступ на международные рынки капитала и местным, и региональным инвесторам, а также дать зарубежным инвесторам доступ не только к локальному, но ещё и к региональным рынкам капитала.
Источник forbes.kz