Значительный объём накопленной инфляции больше, чем накопленное снижение курса тенге по отношению к доллару уже на десятки процентов , сообщает ratel.kz.
Фото: depositphotos.com
Подходит к концу первый квартал года, и одной из самых стабильных на сегодня позиций в экономике остается курс тенге к доллару. На валютном рынке спокойно уже который месяц. Но – прошли выборы в России, приближаются выборы в США, на мировом рынке нефти идут сложные процессы… Да и весь постсоветский опыт учит нас, что валютный курс живет по законам, в которых один из главных принципов - это принцип маятника. Кстати, скоро юбилей – 25 лет первой обвальной девальвации тенге. О курсе национальной валюты и других процессах в финансовой сфере редакция беседует с известным казахстанским экспертом, доктором экономических наук, Искандером Бейсембетовым .
Искандер Калыбекович, курсовая стабильность на нашем валютном рынке - насколько она прочна? И, вообще, это хорошо для экономики?
- У нас в экономике уже на протяжении длительного периода основной проблемой является инфляция. И в то же время курс тенге стоит фактически на одном и том же уровне, если не считать всплеск в 2022 году, вскоре после начала украинских событий. После этого были только небольшие колебания. Но инфляция за это время была и 20%, и в конце прошлого года 10%. В результате в казахстанской экономике сегодня значительный объем накопленной инфляции, и он больше, чем накопленное снижение курса тенге по отношению к доллару уже на десятки процентов. В результате, если все наши внутренние цены номинировать в долларах, то получится, что и они у нас выросли на десятки процентов. Все это говорит о том, что у нас произошло относительное переукрепление тенге. Самый простой пример: отечественные яблоки стали дороже тех, что привезены к нам, например, из Польши. Или молочная продукция, которая дороже, чем аналогичная российская или белорусская. И по остальным группам товаров мы видим такую же картину. Наш товаропроизводитель становится неконкурентоспособным с зарубежными. И рано или поздно встанет вопрос неизбежности корректировки курса тенге. Но сейчас правительство и Национальный банк не могут этот шаг сделать: инфляционные процессы у нас пока в таком состоянии, что инфляция опять может начать расти. Однако, если говорить о средне- или долгосрочной перспективе, то курс тенге к доллару обязательно будет корректироваться. Это без вариантов.
И когда, на ваш взгляд, этот процесс может начаться?
- По-хорошему это нужно было бы уже сделать. Если говорить с точки зрения макроэкономических ориентиров для долгосрочного развития экономики, то чем быстрее скорректируется курс, тем лучше. Но, повторюсь, необходимо смотреть при этом на инфляцию.
Есть факторы, которые могут ускорить, подтолкнуть решение по смене курсовой политики Национального банка. Это, прежде всего, ситуация в России. Если сейчас, в связи с событиями вокруг НПЗ…
- Вы имеете в виду сокращение объемов нефтепереработки на ряде российских заводов?
- Да, по разным оценкам там пострадало от 12% до 15% всех их мощностей. Уже сейчас там идут на сворачивание экспорта. Если ситуация приведет к разбалансированию рынка, подорожают и бензин, и солярка. Это все в конечном итоге перекинется и на нас, вызвав рост цен на рынке ГСМ. Эти процессы могут отразиться и на потребительском рынке, вызвав на нем очередной виток роста цен. Нужно смотреть и за динамикой рубля, если он начнет падать в цене, значит, не за горами и корректировка курса тенге.
Вопрос из сугубо "микро-практической" плоскости: в чем сейчас казахстанцам хранить сбережения? То, о чем вы говорили - рост инфляции на потребительском рынке при стабильности курса тенге к доллару - выталкивает людей из валютных сбережений.
- Несмотря на то, что в долларах ставка банковских депозитов сейчас невысокая, в тенге значительно выше, все же серьезные суммы стоит хранить в долларах. Ситуация на рынке неустойчива.
Каков, на ваш взгляд, временной горизонт, на котором мы увидим корректировку курса тенге?
- Здесь много факторов. Нужно, в том числе, наблюдать за исполнением бюджета. Если планы по исполнению бюджета не будут выполняться, станет уже совсем очевидным, что курс завышен, это он не дает возможности исполнять бюджет. И тогда правительство станет давить на Национальный банк по поводу корректировки курса.
Уже сейчас малый и средний бизнес и даже часть домашних хозяйств не могут платить по своим обязательствам, порядка 25% счетов находятся под арестом либо заблокированы. Это не что иное, как кризис неплатежей, пока в скрытой форме, но он нарастает и постепенно будет выходить наружу. И это тоже будет заставлять уже в этом году задумываться о принятии непопулярных, но неизбежных решений по курсу. Примут ли их, условно, к осени, время покажет.
Если инфляция начнет опять разгоняться, то, с одной стороны, курс тенге будут стараться несколько сдерживать, а с другой, придет понимание, что это уже не главный фактор в инфляционных процессах. Проблемы с инфляцией у нас в большей мере немонетарного характера.
Каков оптимальный курс тенге к доллару сейчас, на ваш взгляд?
- Думаю, если бы он был в районе 500, экономике было бы легче.
Но корректировка, то есть в данном случае рост курса доллара к тенге, неизбежно сделает более дорогим импорт. А наше производство и потребительский сектор, как известно, от него очень зависимы. Тоже – инфляционный фактор!
- Это так. Но в экономике, как в организме человека, есть свои пропорции между макроэкономическими параметрами. Даже когда все работает правильно, мы не увидим идеальной картины, стопроцентного здоровья, но эти законы - они объективны, их игнорировать долго невозможно. И если от завышенного курса болезненно страдает собственный производитель, невозможно удерживать курс ради сдерживания цен на импорт. То, что тенге у нас уже переукреплен, это факт.
Буквально совсем недавно в Казахстане запущен цифровой тенге. Кроме фискальных целей, чему еще эта форма может способствовать, кому быть полезной? И здесь же – потенциальный победитель на выборах президента США ТРАМП известен как противник цифровых валют.
- У нас с момента запуска так мало времени прошло, что еще комментировать нечего. Но на введение цифрового тенге я в целом смотрю положительно, потому что отставать от общих мировых трендов нельзя. У цифровых валют есть много точек приложения. Это и инвестиционный инструмент, и средство сбережения для тех, кто не верит в традиционные валюты. С другой стороны, в них есть и востребованность у разных неформальных секторов. Поэтому цифровые валюты будут существовать, набирать обороты, спрос на них устойчив. Все больше населения во всех странах втягиваются в эту сферу, и даже приход к власти Трампа может привести к некоторому дополнительному регулированию работы с криптовалютами, но и это принципиально не изменит ничего.
В качестве реальной проблемы для нашей финансовой сферы я вижу другое. Мы еще с начала 2000-х стремились снизить использование на потребительском рынке наличных денег, заменив их банковскими транзакциями. Всячески для этого продвигали банковские карточки. Потом известный казахстанский банк совершил настоящую революцию, благодаря чему в этом произошел прорыв, использование наличных стало зримо сокращаться. И по удобствам для участников потребительского рынка это было замечательно. И вот вдруг – недавние меры для фискальных целей, которые сужают возможность использования безналичных платежей в сфере деятельности малого бизнеса. Вот здесь мы идем против прогресса. И это прецедент, с которым, в принципе, может столкнуться в будущем и цифровой тенге. Я считаю, что налоговикам нужно учиться работать в новых условиях, а не "отматывать" прогресс назад.
Автор Ярослав Разумов
Источник ratel.kz