Новый кодекс предположительно примут в первой половине 2025 года, введут в действие с 1 января 2026 года, сообщает informburo.kz.
Иллюстрация Deposiphotos.com
Проект Налогового кодекса состоит из 822 статей, в рамках которых предлагается дифференциация ставки корпоративного подоходного налога (КПН) для налогоплательщиков ряда отраслей, расширение налоговых вычетов для развития, обработки, стимулирования и реинвестирования прибыли на модернизацию, сокращение количества налогов и других обязательных платежей в бюджет, оптимизация всех специальных налоговых режимов (СНР), пересмотр подходов к мониторингу и анализу предоставления налоговых льгот, а также меры, способствующие совершенствованию налогового администрирования.
В частности предполагается снижение административной нагрузки на налогоплательщиков и внедрение сервисной модели налогового администрирования. В том числе полное сопровождение налогоплательщиков на всех этапах – от регистрации до закрытия. Предусмотрено максимальное использование электронных сервисов, таких как Push-уведомления, email-рассылки, СМС, предзаполнение и автоматическое декларирование, уплата налогов в один клик через мобильные устройства. А также применение налоговыми органами процедур уведомительного характера вместо контрольно-карательных мер.
№1. Как изменится порог налоговой задолженности
Увеличится порог для применения мер принудительного взыскания налоговой задолженности. Если пока счета не блокируют при задолженности до 6 МРП, то в будущем этот порог увеличится до 20 МРП.
В случае возникновения задолженности до 20 МРП налогоплательщику будет направлено уведомление о необходимости погашения задолженности.
При задолженности по налогам в размере от 20 до 45 МРП будут приостанавливаться расходные операции по банковским счетам на сумму этой налоговой задолженности.
Если задолженность превысит 45 МРП, то будут применяться более строгие меры – погашение задолженности за счёт дебиторов, опись и взыскание имущества налогоплательщика и другие меры в рамках действующего законодательства.
Аналогичные принудительные меры воздействия будут применяться, если задолженность по отчислениям на социальное, медицинское страхование и пенсионные выплаты будут превышать 6 МРП.
№2. Налогообложение физических лиц
Пенсии полностью освободят от индивидуального подоходного налога. Ранее при выходе на пенсию или при использовании средств из ЕНПФ на покупку жилья и лечение взимался отложенный ИПН.
При налогообложении операций физлиц с ценными бумагами будет введено сальдирование доходов и убытков. Ранее в расчёт брались только прибыльные операции, теперь убытки также будут учитываться при расчёте налогов.
Для авто старше 10 лет налог сократят на 30%, а для автомобилей старше 20 лет – на 50%. Дополнительно акцизные ставки будут введены для легковых автомобилей стоимостью более 75 млн тенге.
Отдельный налог на роскошь вводиться не будет, однако для некоторых объектов предусмотрены повышенные ставки. Например, для недвижимости совокупной стоимостью более 450 млн тенге будет действовать повышенная ставка налога на имущество.
№3. Регистрация и ликвидация предприятий
Планируется расширить уведомительный характер регистрации ИП на лиц, занимающихся частной практикой, например нотариусов, адвокатов и медиаторов.
При ликвидации юрлиц больше не потребуется подавать заявления в налоговые органы. Минюст будет автоматически передавать туда всю необходимую информацию
Принудительная ликвидация бездействующих ИП будет осуществляться налоговыми органами без подачи иска в суд.
№4. Отмена штрафов, камеральный подход и Face ID
Штрафы за непредставление налоговой отчётности планируется отменить. Если налогоплательщик не подаст декларацию, система автоматически засчитает её как нулевую. Налогоплательщики сохраняют право на предоставление дополнительных деклараций в случае необходимости.
Вводится обязательная идентификация налогоплательщиков через Face ID при регистрации.
После регистрации налогоплательщики будут проходить обучение базовым навыкам работы с НДС: пользование информационными системами, электронными счетами-фактурами (ЭСФ), порядком заполнения деклараций.
Вместо уведомлений о нарушениях налоговые органы будут сообщать налогоплательщикам о выявленных расхождениях, предоставляя возможность самостоятельно исправить ошибки через подачу дополнительной декларации, или предоставить пояснения, подтверждающие отсутствие нарушений.
Если налоговые органы посчитают, что за этим кроются схемы уклонения, они могут провести налоговую проверку.
№5. Сокращение налогов и обязательных платежей на 20%
В Казахстане существует 12 видов налогов. Планируется упразднить единый земельный налог для крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ), который будет в виде подоходного налога в рамках специального налогового режима для КФХ, и код платежа будет обозначаться как ИПН.
Из 11 видов действующих оплат предлагается исключить:
- за размещение наружной рекламы;
- за пользование лицензиями на отдельные виды деятельности.
Три платы (за водные, животные и лесные ресурсы) планируется объединить в одну – за использование природных ресурсов.
Внутри этих оплат сокращается 77 ставок. Внутри 6 видов сборов будет сокращено 34 вида ставок. Также будут исключены 5 видов госпошлин, тем самым по ним сокращается 51 ставка.
№6. Сокращение налоговой отчётности и льгот
К примеру, по налогу на имущество и земельному налогу, если сумма обязательств не превысит 1 млн тенге, расчёт авансовых платежей сдавать не потребуется. Эти платежи будут оплачивать на основе одной годовой декларации – раз в год.
Также по транспортному налогу больше не нужно будет подавать расчёты и декларации, так как вся информация будет автоматически интегрироваться из баз МВД и отображаться в личном кабинете налогоплательщика.
Из общего количества налоговых льгот (744 льготы на общую сумму 9,5 трлн тенге) будут сокращены 110 на 1,3 трлн тенге и по 29 льготам на 400 млрд тенге будут ограничены сроки действия.
В новом Налоговом кодексе будет чётко прописано, что именно считается налоговой льготой, как её можно получить и упразднить. Будут установлены критерии для каждой льготы и закреплена обязанность налогоплательщика отчитываться по использованию льгот.
В настоящее время около 70% льгот не отражено в налоговой отчётности и только 29% информации по льготам оцифровано.
№7. Упрощение специальных налоговых режимов (СНР)
В новом Налоговом кодексе предусмотрены три режима:
Режим для самозанятых. Предназначен для тех, чей доход не превышает 1 250 000 тенге в месяц. Ставка составит 4% с оборота, из которых 2% будет отчисляться на пенсионный счёт, 1% – на медицинское страхование и 1% – на социальное страхование. В данный режим войдут виды деятельности, которые ранее работали по патенту, а также платформенная занятость.
Режим на основе упрощённой декларации. Он объединяет СНР розничного налога и действующую "упрощёнку" и направлен на устранение проблемы дробления бизнеса. Теперь порог для обязательной регистрации по НДС будет увеличен до 2,2 млрд тенге, что позволит бизнесу с оборотом до этого уровня не быть плательщиками НДС.
Также отменены ограничения по количеству работников, что будет способствовать увеличению рабочих мест с социальными и пенсионными отчислениями. Упрощённый режим включает годовой оборот до 500 млн тенге, при котором не потребуется вести бухгалтерский учет.
Базовая ставка для бизнеса, работающего с физическими лицами (B2C), составит 4%. При этом маслихаты на местах имеют право увеличивать или снижать её до 50%. Для компаний, работающих с юридическими лицами (B2B), ставка будет равняться 12%. Для производственных предприятий – 4%.
При данном режиме вместо действующего разрешительного списка планируется ввести запретительный список видов деятельности. Все виды деятельности, не включённые в этот список, будут разрешены.
Режим для крестьянских и фермерских хозяйств. Он останется без изменений, за исключением изменения кода с единого земельного налога на индивидуальный подоходный налог (ИПН).
№8. Дифференциация налоговых ставок
Базовая ставка корпоративного подоходного налога (КПН) сохранится на уровне 20%.
Для банковского сектора и игорного бизнеса базовая ставка КПН будет повышена до 25%.
При кредитовании банками реального сектора экономики базовая ставка КПН останется на уровне 20%.
Предусматривается пониженная ставка в размере 10% для предприятий, занимающихся переработкой продукции высокого передела.
Пониженная ставка в 10% также будет применяться для финансового лизинга и социальной сферы, которая ранее не облагалась налогом.
Для сельхозтоваропроизводителей ставка сохранится на уровне 3%.
№9. Изменения по НДС
Одно из ключевых нововведений – создание условий, при которых неоплата НДС станет невозможной. Это гарантирует поступление налога в бюджет, ускорит его возврат и устранит необходимость исключать неплательщиков из зачёта.
По данным Министерства национальной экономики, удаление из системы компаний, которые не уплатили НДС, поможет свести к минимуму количество лжепредприятий. Разработчики полагают, что создание фирм-однодневок станет нецелесообразным и это существенно уменьшит теневой оборот.
Кроме того, предусматривается сокращение срока возврата НДС: для упрощённой категории налогоплательщиков до 15 рабочих дней, для остальных – с 75 до 55 рабочих дней.
Автор Санат Урналиев
Источник informburo.kz