Бесконтрольное пользование смартфонами у детей может привести к печальным последствиям. Одно из них - так называемый цифровой аутизм. Понятие относительно новое, однако уже достаточно распространенное и знакомое специалистам-психиатрам, сообщает tengrinews.kz.

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney

Задержка развития, неспособность коммуницировать с окружающим миром, раздражительность, агрессия - дети настолько погружаются в виртуальный мир, что "вытаскивать" оттуда их порой приходится с помощью врачебной помощи.

О признаках и факторах развития "цифрового аутизма" корреспондент редакции поговорила с главным внештатным детским психиатром Алматы, заведующей детским стационарным отделением Центра психического здоровья Ольгой Александровой.

Что такое цифровой аутизм?

Цифровой аутизм - это зависимость от смартфона. Однако как такового диагноза "цифровой аутизм" в медицинском классификаторе нет. Это, можно сказать, такой неофициальный диагноз.

Больше всего это распространено среди детей. Из-за длительного пользования гаджетами у них возникают различного рода проблемы, в том числе и поведенческие. Дети сидят в телефоне - в играх, общаются только посредством соцсетей. Не выходят на улицу, могут даже забыть о том, что им нужно поесть, поздно ложатся или вообще не ложатся спать. То есть соответственно теряется социализация.

В каком возрасте это проявляется?

По возрастам есть совсем разные проявления.

Самый ранний возраст, когда ребенку дали телефон, - это 5 месяцев. Ребенок не мешает родителям, он сидит в телефоне, смотрит мультики. Но отсюда возникает проблема: ребенок начинает поздно разговаривать. А зачем говорить, если ему это не надо, у него есть мир поинтереснее, мир виртуальный. Поэтому у таких детей идет задержка в развитии, нет социализации, они не умеют общаться, любое общение с внешним миром вызывает у них тревогу. Соответственно, начинается сама аутизация от внешнего мира. Это мы говорим о маленьких детках от 5 месяцев до 4-5 лет.

Если, допустим, ребенку дали телефон в дошкольком возрасте, он начинает играть в игры. Там не только игры, они могут просто слушать целый день какие-то сказки, смотреть мультики, ютуб. И опять же, нет никакой социализации, нет никакого общения, ребенок не умеет общаться. И когда уже эти малыши приходят в школу - начинаются большие проблемы: повышенная тревожность, аутизация, ни с кем не общается и не знает, как это делать.

Ну и дальше уже по возрасту: если это подростки, они сидят бесконечно в играх, в соцсетях, нет никакого режима сна и отдыха, появляется раздражительность, агрессия. Могут быть проявления демонстративно-шантажного плана: если вот ты мне сейчас не отдашь телефон, значит, я с собой что-то сделаю. При попытке забрать смартфон начинается агрессия, раздражительность, вплоть до угроз самоубийства.

Как современные гаджеты влияют на развитие ребенка в целом?

Гаджеты, может, где-то и помогают в развитии, с их помощью можно найти какие-то новые программы, обучаться, знакомиться с миром новых технологий, и это хорошо. А с другой стороны, они мешают детям развиваться в эмоциональном и социальном плане. Порой дети с головой уходят в соцсети, и ничего хорошего от этого ожидать не стоит. Оттуда же они могут взять негативную информацию, допустим, о суицидах. Они состоят в различных сообществах, общаются там, находят какие-то проблемы, и круг общения строится именно вокруг этой проблемы, и это порой приводит к плачевным последствиям. Все должно быть в меру. И, соответственно, должен быть контроль ребенка по пользованию гаджетами.

Навык общения вырабатывается с самого детства: сначала ребенок общается с мамой-папой, дальше - больше, круг общения расширяется. А если он не расширяется из-за того, что ребенок сидит в телефоне, значит, навык общения теряется. Это приведет к тому, что ни социального, ни эмоционального интеллекта, который должен развиваться в норме, не будет. Ребенок будет отставать в развитии. В дальнейшем это скажется на его жизни, на его взрослении, на умении общаться в социуме. Ведь человек - это в любом случае социальное существо.

Чем цифровой аутизм отличается от обычного аутизма?

При обычном аутизме есть своя триада симптомов: это и сама аутизация, постоянные какие-то стереотипные движения либо эхолалии. Ребенок находится в своем мире. А при цифровом аутизме ребенок находится в мире игр, иллюзий, которые имеются гаджетах. У них из общего только то, что они не могут общаться в социуме.

Как часто встречаются в вашей практике дети с цифровым аутизмом?

Достаточно часто обращаются родители таких детей. Потому что очень рано дети получают в руки телефоны, родители дают, чтобы они "не мешали". Ребенок сидит спокойно с телефоном, а родители занимаются своими делами. Это удобно, с одной стороны.

Был у нас случай. Ребенок играл в "Майнкрафт", перестал кушать, потом перестал спать, начали появляться определенного рода страхи, ну и в конечном итоге пришлось госпитализировать его в психиатрический стационар, потому что психическое состояние ребенка пошатнулось.

Вообще, изначально родители обращаются к нам с проблемами детей: кто-то не хочет ходить в школу, кто-то стал раздражительным, агрессивным. А когда начинаешь выяснять, какие причины, узнают, что виновато, скажем так, бесконтрольное времяпрепровождение в гаджетах.

Что нужно делать, чтобы вытащить ребенка из этого состояния?

Помимо школы, нужно занимать ребенка спортом, секциями, кружками, чтобы он меньше находился в сотовом телефоне, и как можно позже давать ребенку сотовый телефон. Должен быть полный родительский контроль в Интернете, ребенку нужно объяснять, куда можно заходить, куда нельзя. И по времени должен быть контроль - не более двух часов в день.

Для того чтобы отвлечь ребенка от телефона, нужно его чем-то другим занять. Когда чем-то другим занимаешь, что ему интересно, тогда он отходит от телефона.

Бывают, конечно, случаи, когда приходится изолировать ребенка в стационар, потому что начинается сильная агрессия и родители не справляются. В стационаре телефоном пользоваться нельзя. Ребенок хотя бы на какое-то время отвыкает от гаджетов, и потом уже проще плавно перестроить алгоритм ребенка в нужное русло, найти ему занятие по душе, в секцию записать или творческий кружок.

Какая статистика в целом по аутизму?

Статистики по цифровому аутизму у нас нет, потому что это, еще раз повторюсь, не диагноз. Однако по обычному аутизму заболеваемость увеличивается. Причину до сих пор выяснить никто не может, откуда аутизм берется. Теорий много различного рода, но ни одна из теорий не подтверждена. Я работаю психиатром 17 лет, и раньше столько случаев аутизма не было. В последние годы идет увеличение, и достаточно большое увеличение.

Автор Айнаш Ондирис

Источник tengrinews.kz