Из хороших новостей экономист отметил «вторжение» китайского автопрома и открытие нового терминала в аэропорту Алматы,сообщает forbes.kz.
Фото: © Сергей Александров
Время подводить предварительные итоги 2024 года.
Год был по большому счету неплохой. Вышли по многим секторам, особенно по сельскому хозяйству, на двухзначные числа роста и по итогу дали 4,4% роста ВВП. Выполнили все социальные обязательства, за счет Нацфонда выдержали основные обязательства бюджета — и то хорошо. Население устойчиво растет, политическая стабильность есть, международные отношения в порядке.
На этом от хороших новостей можно перейти к серьезнейшим нерешенным проблемам и упущенным возможностям.
- Самое главное, так и не решен вопрос с реформами. Что же мы собираемся делать дальше со страной и когда? Вышел хороший указ о либерализации экономики весной, и летом принята программа до 2029 года, которая не дает ясного плана действий, а, скорее, похожа на свод пожеланий и хороших идей.
- Серьезная проблема с нефтью. План не выполнен: добыли вместо 90,3 млн тонн 87,8, а продадим на экспорт вместо 70,8 только 68,3 млн тонн. Расширение Тенгиза не произошло и сдвинулось на следующий год. Вторая очередь Кашагана не запущена, но эта проблема была известна и ее не было в плане, она перенесена на 2025-й. Но и без этого проблемы и внеплановые ремонты, плюс ограничения по обязательствам перед ОПЕК создают туманные перспективы и на будущее. Плюс цена устойчиво идет вниз в район 70 долларов.
- Ситуация с бюджетным дефицитом не улучшилась, а значительно ухудшилась. Реформа Налогового кодекса сорвана и перенесена на год. Инфляция хоть и идет вниз, но, составляя 8,4%, далека от цели в 5%. Реальные доходы населения растут, но далеко не у всех, и особенно у тех, кто получает фиксированные выплаты в госсекторе, инфляция съедает доходы.
- Нарастают серьезные проблемы в строительстве. Сворачивание льготных государственных ипотечных программ вкупе с очень высокими ставками коммерческих ипотек делает жилье еще более недоступным для нуждающихся, особенно для молодежи. С другой стороны, отсутствие платежеспособного спроса затормозит темпы роста строительства жилья и окажет негативное воздействие на рост экономики.
- Дисбалансы в финансах начинают оказывать негативное влияние на устойчивость нацвалюты: тенге начинает терять свою стоимость, и это отражается в падении курса за год с 451 в январе к 525 к концу года — почти 17%. В рамках антиинфляционной борьбы Нацбанк не только держит высокую ставку, но и саккумулировал на своих счетах 5–6 триллионов тенге, которые непонятно когда и как вернутся в экономику и к чему это приведет.
- Система государственного управления не только не стала гибче и эффективнее, а всё больше отстает от требований времени. Меняются какие-то формы, появляется электронный документооборот, но в нем те же бесконечные поручения сверху вниз и отчеты снизу вверх. Госсубсидирование всего на свете от ЖКХ до сельского хозяйства потребляет массу ресурсов с малой отдачей.
Для executive summary пока вроде хватит проблем. Из хороших и положительных событий (не системных) можно вспомнить:
- открытие нового аэропорта в Алматы;
- референдум по АЭС;
- значительный рост транзита грузов Китай — Европа;
- резкий рост цифровизации в финансах, торговле;
- вторжение китайского автопрома с более низкими ценами;
- решение проблем с пострадавшими от паводков;
- мир на границах страны.
Автор Алмас Чукин
Источник forbes.kz