Скандал с незаконным обналичиванием "пенсионки" через стоматологов длится второй месяц. Но до сих пор остаются вопросы, на которые так никто и не дал вразумительных ответов. Корреспондент Tengri Health выяснила, какой процент денег выводили на стоматологию, как выросли эти суммы за четыре года и почему никто не проверял "левые" клиники,сообщает tengrinews.kz.
Фото: Depositphotos.com
Как развивались события?
2021 год:
- В январе 2021 года казахстанцам, у которых количество денег в ЕНПФ превышает определённые пороги достаточности, разрешили использовать излишки на улучшение жилищных условий, оплату лечения или передавать их в доверительное управление частным управляющим кампаниям.
Многие старались вывести деньги. Причём, почти сразу появились схемы со стоматологиями. Кажется, все были в курсе, что можно найти клиники и людей, которые за откат в 10-20 процентов помогут обналичить "пенсионку".
Но "бахнуло" только через три года.
2024 год:
- 24 июля на сайте "Открытые НПА" Минздрав публикует проект поправок в приказ о правилах использования пенсионных накоплений. Речь идёт о том, что их временно нельзя будет тратить на имплантацию и протезирование зубов.
- 25 июля выходит заявление "Отбасы банка", которое отчасти объясняет происходящее. В банке рассказывают о нецелевом использовании пенсионных излишков и 25 клиниках, через которые в основном выводили деньги. На тот момент звучали только общие цифры: на лечение из ЕНПФ вывели 435,1 миллиарда тенге, из них 98 процентов — на стоматологию.
- С 10 августа по 1 февраля 2025 года вводится мораторий на использование пенсионных излишков на имплантацию и протезирование.
2025 год:
27 апреля вступили в силу поправки в приказ Минздрава. Правила изъятия средств ужесточают, но зубы снова можно лечить на "пенсионку". Складывается ощущение, что на этом всё успокоится, но…
- 9 сентября руководитель Агентства по финансовому мониторингу (АФМ) в своём докладе Главе государства упоминает о фактах необоснованного изъятия 200 миллиардов тенге из ЕНПФ на фиктивное оказание стоматологических услуг — история раскручивается с новой силой.
- 11 сентября с заявлением о нецелевом использовании ЕПВ выступает "Отбасы банк". Пресс-релиз банка пестрит внушительными суммами, которые люди выводили якобы на зубы: 32,6 миллиона тенге, 24,7 миллиона тенге, 13,1 миллиона тенге.
- 15 сентября в Агентстве по финансовому мониторингу заявляют, что следствие установило пять преступных групп, которые организовали фиктивное изъятие средств из ЕНПФ.
- В этот же день на сайте "Открытые НПА" появился проект приказа, из которого Минздрав полностью исключает возможность тратить "пенсионные" на зубы. В комментариях пишут, что решение несправедливое, и призывают его пересмотреть.
- 7 октября министр здравоохранения Акмарал Альназарова заявила, что Минздрав менять позицию не намерен.
- 16 октября в АФМ сообщили, что одного из подозреваемых по "делу стоматологов" задержали.
Вопрос № 1: "Сколько вывели на жильё и на лечение?"
Мы знаем, что через мошеннические схемы на стоматологию обналичили около 220 миллиардов тенге. Много? Да! Но сколько денег на зубы потратили вообще? На другие виды лечения? На жильё?
В "Отбасы банке" нам рассказали, что на улучшение жилищных условий казахстанцы вывели из ЕНПФ более 5,18 триллиона тенге.
На оплату лечения (запросить деньги можно было не только на стоматологию) — порядка 790 миллиардов тенге. Из них 784 миллиарда получили именно стоматологи. И, как мы теперь знаем, почти четвёртая часть этих денег засветилась в мошеннических схемах.
Вопрос № 2: "Как менялось распределение денег?"
В 2022 году на лечение вывели 286,4 миллиарда тенге — это почти столько же, сколько за четыре (!) месяца 2025 года. Напомню, что с января до конца апреля действовал мораторий на оплату стоматологии, а данные, о которых идёт речь, обнародовали в конце августа.
Разница в том, что три года назад это были 9,9 процента от общей суммы изъятия, а сейчас почти 47,7 процента. Почти половина единовременных пенсионных выплат (ЕПВ) уходила на зубы!
И это после громкого скандала в 2024 году, ужесточения приказа Минздрава и разбирательств вокруг "пенсионки"!
Вопрос № 3: "Что происходило в промежутке между двумя скандалами"?
Привлекли ли к ответственности представителей клиник, о которых говорили ещё в 2024 году? Их закрыли или они продолжали работать? Какие-то из них "засветились" в 2025 году?
Что говорят в АФМ?
В Агентстве по финансовому мониторингу, куда мы адресовали эти вопросы, нам ожидаемо ответили, что данные досудебного расследования разглашению не подлежат. И не сообщили никаких подробностей.
Что говорят в банке?
В Отбасы рассказали почти то же, что уже мелькало в пресс-релизах. Банк начал обращаться в правоохранительные органы с весны 2023 года. В 2024 году "обнародовал многочисленные факты, указывающие на нецелевое использование средств ЕПВ при оформлении заявок на лечение зубов.
После ужесточения правил использования "Отбасы банк" анализировал ситуацию по использованию пенсионных денег на лечение зубов и пришёл к выводу, что изменения не повлияли на ситуацию, а лишь сказались на сроках рассмотрения заявок".
Всё, что происходило после, вы знаете.
И в первый, и во второй раз в банке заявляли о 20-25 клиниках, через которые проходило большое количество пенсионных денег.
Я уточнила: это одни и те же стоматологии?
"Наши специалисты в первую очередь ориентировались на подозрительно больше суммы, которые уходили в клиники из ЕНПФ. У банка не было цели составить какой-то топовый список. И в первый, и во второй раз оказалось, что большинство денег проходило через два десятка стоматологий. Но это были разные клиники", — прокомментировали в банке.
Может, со временем мы и узнаем, почему после первых громких заявлений о нецелевом использовании денег ЕНПФ стали выводить не меньше, а больше денег. Но пока вопросы без ответа.
Вопрос № 4: "Сколько денег мы тратим на стоматологию?"
Недавно в Астане представили обзор государственных и частных расходов на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), к которой относятся и амбулаторные стоматологические услуги.
Это деньги, которые мы выкладывали из собственного кармана на походы к зубному врачу. И суммы без учёта "пенсионки".
- 2021 год: 75,5 миллиарда тенге
- 2022 год: 153,2 миллиарда тенге
- 2023 год: 119,5 миллиарда тенге
- 2024 год: 190 миллиарда тенге
Для сравнения — госрасходы на стоматологические услуги:
- 2023 год: 31,4 миллиарда тенге
- 2024 год: 31,1 миллиарда тенге
Теперь частные расходы на стоматологов ожидаемо возрастут: людям, которые действительно планировали вылечить зубы за счёт пенсионных излишков, придётся искать деньги на поход к врачу.
Опять же возвращаемся к тому, что из почти 800 миллиардов 220 миллиардов тенге просто обналичили. Получается, около 600 миллиардов пациенты за четыре года всё-таки потратили на лечение. Даже если предположить, что пока не всех поймали, и эта сумма меньше — всё равно она внушительная.
Вопрос № 5: "Как фиктивные стоматологии получили лицензии"?
17 сентября вице-министр здравоохранения заявил, что из-за скандала пересмотрят требования к лицензированию клиник и введут постлицензионный контроль.
Экс-главный внештатный стоматолог Казахстана Назым Бектурганова объясняет, что лицензия на стоматологические услуги выдается бессрочно. Получать её повторно нужно только в случае смены юридического адреса. Стоматологию, то есть юридическое лицо, можно купить вместе с лицензией, что, вероятно, и происходило.
— Как контролируют клиники? — спрашиваю Назым.
— Есть так называемый профилактический контроль, но он в первую очередь связан с соблюдением санитарных норм. И, по сути, им всё и ограничивается. Поэтому мы давно говорим, что нужно внедрять постлицензионный контроль, к чему сейчас и пришёл Минздрав.
"Дантисты со среднеспециальным образованием выдают себя за стоматологов и проводят сложное лечение, не имея на это ни знаний, ни прав. Потом к врачам попадают пациенты с осложнениями, которых лечили вот такие "специалисты". Приходится исправлять их ошибки. И это не такая уже редкость", — говорит эксперт.
И происходит подобное из-за отсутствия постлицензионного контроля. И это одна из причин, которая объясняет, как в клиниках с лицензиями могли работать, по сути, мошенники. Эти клиники просто никто не проверял.
"Зато добросовестные клиники хотя бы раз в год проверяют вдоль и поперёк. Значит, проблема не в самих стоматологиях, а в контролирующих органах", — говорит Бектурганова.
— Минздрав предлагает ужесточить и лицензирование?
— С этим я не согласна. Насколько я знаю, в министерстве не планируют внедрять какие-то дополнительные механизмы, которые усложнят сам процесс получения лицензии. Они хотят, чтобы стоматологи получали разрешение на работу раз в пять лет. Но достаточно ввести постлицензирование, чтобы навести порядок на рынке.
Вопрос № 6: "Могут ли импланты стоить 15 миллионов"?
Владелец одной из частных клиник в Алматы рассказала нам, что в Казахстане разный уровень и класс клиник и врачей.
"В моей клинике средние цены: один винир стоит 150 тысяч тенге. И если мы говорим о тотальной реабилитации 28 зубов, то за лечение пациент заплатит четыре миллиона тенге, — говорит врач. — Но есть клиники, в которых такие же виниры ставят по 250-300 тысяч тенге. А в клиниках люкс-класса — и 15 миллионов. Значит, люди могут работать по таким ценам: у них есть клиентская база, готовая столько платить".
— Стоматологам было выгодно работать по "пенсионке"?
— Это было выгодно и врачам, и пациентам. Я не скрываю, ко мне тоже обращались. Но я сказал сразу: только на лечение. Во-первых, ты спишь спокойно, а во-вторых, это выгоднее. Мне интереснее честно отработать 3-4 миллиона и получить с них прибыль, чем взять процент.
— Было много пациентов, которые лечили зубы на "пенсионку"?
— У меня немного: за четыре года чуть больше 50 человек. Некоторые приходили несколько раз. Одна пациентка накопила 800 тысяч тенге, поставила несколько имплантов. Через год на счету снова появились излишки, они сделала ещё несколько зубов.
"Самая большая сумма, которую моя пациентка выводила на лечение, — 3,9 миллиона тенге. Не каждый человек может позволить себе выложить столько за зубы и не все хотят брать кредиты. Теперь людям придётся откладывать лечение до лучших времен", — отмечает собеседник.
Вопрос риторический: "Справедливо ли это?"
В скандале, который сейчас все обсуждают, замешаны мошенники, не имеющие никакого отношения к стоматологам. Хотя, конечно, и среди врачей не все белые и пушистые.
Назым Бектурганова говорит, что отдельные люди спекулировали на волне "пенсионки", но это не значит, что обналичиванием занимались повсеместно. И тем не менее, запрет на использование денег ЕНПФ коснётся всех: и врачей, и пациентов.
"Получается, легче поставить крест на этой теме, нежели подумать, как сделать, чтобы деньги тратили исключительно по назначению? Никто не хочет ввязывать в скандалы и конструктивно решать проблему", — говорит Назым.
И добавляет: сейчас АФМ проводит расследование, определяет недобросовестные клиники. Их нужно закрыть, виновных наказать, чтобы у остальных не появилось соблазна делать то же самое. А остальные, считает она, могли бы работать и дальше.
Но кажется, вопрос с запретом на оплату стоматологических услуг "пенсионкой" уже решён и обжалованию не подлежит. По крайней мере, со стороны всё выглядит именно так.
Автор Оксана Акулова
Источник tengrinews.kz