В последние годы средства Национального фонда РК направляются на спасение коммерческих банков, на поддержку нацкомпаний, и конечно, на латание прорех в госбюджете. Допустимо ли использование "копилки для будущих поколений" на текущие нужды или она должна расходоваться на глобальные проекты? Депутаты парламента Екатерина Никитинская, Айкын Конуров и политолог Марат Шибутов пояснили свою точку зрения на эти вопросы. Спасение банков второго уровня в Казахстане продолжается, как минимум, с 2008 года, когда в стране разразился ипотечный кризис. Прошло почти десять лет, но сегодня наши банки, очевидно, никак не улучшили своего положения, коль скоро, как сообщили в правительстве и Нацбанке, "на оздоровление банковского сектора" выделяется более 2 трлн тенге. В основном эти деньги будут выделены из Национального фонда РК. Как заявил ряд экспертов, за указанные средства, скорее всего, через Фонд проблемных активов выкупят "плохие" кредиты "Казкоммерцбанка", чтобы затем его мог приобрести Народный банк.
Что касается бюджета, то от него, считают аналитики, уже пора спасать сам Нацфонд, поскольку трансферты достигли серьезных для нашей "копилки будущего" размеров. К нынешнему году из Нацфонда выделяется практически 3 трлн тенге. По сообщению министра нацэкономики Тимура Сулейменова, снижения объема трансфертов следует ожидать лишь к 2020 году. Выдержит ли Нацфонд подобную нагрузку, пока остается неизвестным. Кроме того, в число тех, кому оказывается поддержка из "копилки" входят фонд "Самрук-Казына" и его многочисленные дочки, а так же холдинг "Байтерек". Необходимость "спасать" квазигосударственный сектор, которому были приданы наиболее прибыльные предприятия и где регулярно выявляются существенные нарушения, вызывает в экспертной среде, мягко говоря, скепсис. В целом, по некоторым данным, на антикризисные цели из Национального фонда было выделено 14 млрд долларов с 2008 года.
Последний шаг к оздоровлению?
Депутат Мажилиса от фракции партии "Ак жол" Екатерина Никитинская пояснила, что сегодня ставится задача восстановить изъятые из Нацфонда средства.
– Часть денег "Байтерек" начинает возвращать. Поэтому я бы не стала говорить о том, что просто забирают, и никто не думает восстанавливать Национальный фонд. Глава государства поставил такую задачу перед правительством. Что касается бюджета, есть ежегодный гарантированный трансферт, поскольку доходная часть бюджета формируется частично за счет налоговых поступлений, частично – за счет гарантированного трансферта из Нацфонда. Последние два-три года в тенге он вырос, поскольку идет курсовой пересчет, т.к. Нацфонд по законодательству формируется в валюте. Когда забирают гарантированный трансферт, его потом пересчитывают в тенге, поэтому может быть динамика роста.
«Помимо гарантированного трансферта, средства из Нацфонда в последние годы расходовались на инфраструктурные проекты. По банкам второго уровня мы тоже задавали вопросы. Нам ответили, что это последний шаг по оздоровлению банковской системы, по проблемным кредитам. Средства же поступают не напрямую в банки, они идут через Фонд проблемных активов, они меняются на определенные активы. Под обещания оздоровить полностью банковскую систему депутаты согласились поддержать решение правительства. Думаю, к этому вопросу имеет смысл вернуться, когда пройдет финансовый отчет за 2017 год. Тогда мы увидим, насколько эффективно правительство и Нацбанк расходовали средства», - считает депутат.
Кроме того, Екатерина Никитинская пояснила, что "оздоровление банковской системы актуально, потому что мы вошли в крупные торговые союзы – ВТО, ЕАЭС, и сейчас у Казахстана на пороге конкуренция с финансовыми системами, которые будут входить к нам. Возможно, это элемент подготовки (оздоровление банков – ред.) к конкурентному пространству. В дальнейшем мы едва ли сможем осуществлять такую поддержку, так как по правилам международных организаций, она должна оказываться всем одинаково. То есть банк, который зайдет в Казахстан, тоже будет иметь право на поддержку государства".
Отдельно депутат подчеркнула, что в Мажилисе был поднят вопрос об обязательном отчете всего квазигосударственного сектора, особенно в свете последних перераспределений полномочий между президентом, правительством и парламентом.
– «Мы будем требовать от них большей открытости. Перед праздниками фракция "Ак жол" сделала запрос о том, чтобы заключенные с правительством меморандумы были в открытом доступе. Чтобы люди видели, куда вкладываются деньги Национального фонда и каким образом гарантируется их безопасность», - заключила Екатерина Никитинская.
Нужна новая концепция Нацфонда
Депутат Мажилиса от Коммунистической Народной партии РК Айкын Конуров уверен, что некоторые траты из Нацфонда можно было бы сократить.
– «Я не поддерживаю помощь квазигосударственному сектору из средств Нацфонда, пока эти институты не станут прозрачными, понятными хотя бы для экспертов. Простому человеку вообще нереально разобраться в бюджетах этих компаний, в том, как они расходуются и как контролируются. Думаю, что поддерживать эти институты из Нацфонда – это фактически их развращать», - пояснил депутат.
Что касается мнения некоторых аналитиков о том, что едва ли не половина бюджета формируется из средств Нацфонда, то Айкын Конуров считает, что здесь проявляются огрехи управления.
– «Я бы сказал, что это проблема правительства, которое не может создать такие условия, чтобы у нас рос реальный сектор, пополняющий бюджет. Можно, конечно, нагрузить реальный сектор дополнительными налогами, но это будет равнозначно тому, чтобы прирезать дойную корову. Президент в свое время сказал, что наш Налоговый кодекс написан какими-то врагами. Нескоординирование действий правительства, вроде бы единого в понимании народа, как раз и приводит к обратному эффекту. Допустим, если Миннацэкономики занимается развитием бизнеса, то Минфин занимается его удушением. В этом плане много вопросов возникает именно к позиции Минфина, налоговых органов, гоняющихся за своей статистикой, за собираемостью любой ценой, и соответственно, не отвечающих за экономический рост», - пояснил депутат от КНПК.
Тем не менее, Айкын Конуров полагает, что многие меры, которые применяет сегодня Нацбанк и сектор правительства, отвечающий за экономику, возможно, обоснованы, поскольку Нацфонд – единственная подушка безопасности. "В условиях кризиса мы имеем только один ресурс – Национальный фонд. Фактически он не дает экономике скатиться в рецессию. Меры в принципе правильные, хотелось бы больше прозрачности, особенно в условиях коррупционных скандалов, в том числе в квазигосударственном секторе. Хотелось бы четких правил игры, устраивающих и этот сектор, сейчас в большой степени идущий в приватизацию, и государство, и бизнес. Потому что аксиома нашей жизни такова: там, где развивается квазигосударственный сектор, сразу начинает загибаться бизнес. Поэтому помогать всем и немедленно не надо, надо как-то ограничивать квазигосударственный сектор, и помогать реальному сектору, который борется с кризисом в роли пасынка. Рынки падают, доход населения падает. В этих условиях вытаскивать компании, в свое время твердившие о своей суперприбыльности, получавшие огромные бонусы и не платившие дивиденды государству, думаю, неправильно".
В плане спасения БВУ Айкын Конуров пояснил, что банки тех стран, чья валюта слаба, в кризис имеют только два варианта – занимать деньги или тратить Нацфонд.
– «Все страны постсоветского пространства, кроме нас, России и Азербайджана, тоже нефтяных держав, сумевших сформировать нацфонды, ходят с протянутой рукой. Скатываются в рецессию. Поэтому мы правильно пользуемся Нацфондом, но бесконечно черпать из него нельзя. Чем меньше он будет, тем ниже будут у нас рейтинги, тем дороже Казахстан будет занимать деньги за рубежом. Думаю, нужна новая концепция управления Национальным фондом, так как на сегодняшний момент, как я понимаю, несколько чиновников Нацбанка по большей части определяют политику расходования средств. Докладывают президенту, что так будет лучше и выгодней, но за свои советы они потом ответственности не несут», - подчеркнул Айкын Конуров.
Банки тормозят экономику
Политолог Марат Шибутов полагает, что стране нужны проекты, где деньги Нацфонда принесли бы реальную отдачу.
– Тут, по-моему, очень простая вещь – Национальный фонд должен существовать для обеспечения хорошего будущего, а не для того, чтобы исправлять неизвестно чьи проблемы прошлого. Деньги Нацфонда не должны направляться в банковский сектор, где они "сгорят" как и выделенные в 2008-2009 средства. Они должны идти на такие экономические объекты, которые могут сами приносить деньги.
«На мой взгляд, оптимальное вложение для Нацфонда – это атомная станция. Она работает около 60 лет, и все время приносит деньги. Она обладает важным мультипликативным эффектом для экономики – делает электроэнергию и горячую воду дешевой. Плюс у нас есть много урана в качестве топлива. Хорошее вложение – платная бетонная автомагистраль для транзитных грузов, и нужно, чтобы компания, управляющая дорогой, владела также придорожной инфраструктурой. Также относительно хорошие вложения – это месторождения полезных ископаемых, лучше быстро окупаемых. То есть проект должен быть масштабным, прибыльным и должен тянуть экономику. Причем вложения надо делать в него напрямую. На крайний случай, давайте сделаем огромное хранилище драгоценных металлов – их же тоже мы купим сами у себя по низкой цене», - считает аналитик.
Вместе с тем Марат Шибутов убежден, что пора прекратить практику помощи секторам, ставшим причиной больших проблем для всей страны.
– Вкладывать деньги в наш квазигосударственный сектор, который очень плохо управляется, дает низкую прибыль государству как акционеру и состоит из кучи уровней управления, которые не нужны, это реально красть будущее.
«Спасением банков должны заниматься их акционеры, до этого получавшие дивиденды из их прибыли. Куда-то же они эти деньги дели? Почему прибыль должна доставаться им, а убытки должны оплачивать все граждане страны вместе взятые? Да и не настолько важна банковская отрасль для нашей страны, чтобы постоянно ее вот так вытаскивать. наоборот, сейчас банки тормозят всю экономику Казахстана, за счет того, что аккумулировали огромное количество недвижимости и держат цены на нее. Обрушение цен на недвижимость помогло бы бизнесу намного больше, чем все меры поддержки правительства», - уверен политолог.
Источник: Nomad.su