Ажиотажный спрос на криптовалюты достиг и Казахстана. Поговаривают, что казахстанцы несут «криптовалютчикам» последние сбережения, закладывают квартиры, надеясь на спекулятивный рост биткоинов и эфириумов – самых популярных в настоящий момент криптовалют в мире. При этом природа этого феномена казахстанцам, в большинстве своем финансово непросвещенным, не конца понятна. Параллельно с этим настойчиво звучит мнение, что криптовалюты – это ни чем не обеспеченные рискованные активы, а выстраиваемая вокруг них система – своего рода финансовая пирамида. На прошлой неделе мажилисмен, член Комитета по финансам и бюджету Аманжан Жамалов обратился к главе Национальной Банка РК Данияру Акишеву с предложением взять ситуацию под контроль и защитить права казахстанцев при сделках с криптовалютой.

«Блокчейн и криптовалюты стали предметом предпринимательской деятельности, создается биржа криптовалют в Казахстане, установлены автоматы по продаже биткоинов. Вместе с тем такая деятельность никак не регулируется. В Казахстане отсутствует законодательство, регулирующее криптовалютные транзакции, блокчейн-технологии и криптовалюты. В то же время использование криптовалют населением и бизнесом связано с высокими рисками. Сама по себе криптовалюта не подкреплена материальной ценностью и не имеет единого регулятора. По своей сути криптовалюта является высокорисковым финансовым активом. Население, которое покупает биткоины и другие криптовалюты для того, чтобы быстро заработать, на самом деле сильно рискует и не сможет рассчитывать на защиту в случае потери своих денег. Законодательство такие сделки не регулирует, и это очень опасные инвестиции», - считает Жамалов.

Депутат предложил Нацбанку определить государственный орган, на который будет возложена координация всех вопросов, касающихся блокчейна и криптовалют, а также создать межведомственную комиссию, которая исследует необходимость законодательного регулирования блокчейна и криптовалют.

Тем временем Нацбанк занимает в этом вопросе позицию стороннего наблюдателя. Это признал сам глава финансового регулятора Данияр Акишев на недавней встрече с главными редакторами казахстанских СМИ:

«Мы сейчас занимаем позицию больше наблюдателя за рынком криптовалюты, чем проактивного игрока, мы изучаем ситуацию. Это связано с тем, что вопросы регулирования, ограничения чего-либо требуют изучения. Чтобы ограничить оборот криптовалюты в РК, нужно понимать, есть ли механизмы администрирования. Например, если вы стали участником финансовой пирамиды за рубежом, я не могу это администрировать, а на территории Казахстана могу регулировать», — объяснил позицию Нацбанка Данияр Акишев.

Известный экономист, старший партнер Центра стратегических инициатив Олжас Худайбергенов считает, что в отношении криптовалют Казахстан, скорее всего, пойдет вслед за Китаем, где, как прогнозирует эксперт, сначала будет заблокирован биткоин, затем будет осуществлен запуск национальной криптовалюты.

«У криптовалюты есть три существенных плюса для пользователей – это анонимность, рост доходности и третье – возможность создания собственных криптовалют. Однако все эти три плюса для пользователей являются одновременно тремя минусами для государства. В случае, если биткоин распространится как мировая валюта, она начнет вытеснять национальные денежные единицы. Поэтому государства будут вынуждены либо, в конце концов, блокировать биткоины, либо создавать национальные криптовалюты, тем самым вытеснив биткоины из правового поля», - поясняет Худайбергенов.

Экономист указывает на то, что главным недостатком криптовалют является их спекулятивность:

«Как известно, на самом старте биткоин стоил одну десятитысячную доллара, а сейчас – почти 5 тыс. долларов. То есть его стоимость выросла больше, чем в миллион раз. Эта спекулятивность поддерживается за счет трех крупных игроков, новых с точки зрения прироста, – Китая, Южной Кореи и Японии. Китай первым ввел запрет на ISO – аналог IPO для криптовалют. Считаются, что криптовалютные ISO сопряжены с мошенничеством. Думаю, что следующим этапом для Китая станет запуск своей национальной криптовалюты и блокирование биткоина, вывод его за пределы правового поля», - считает Худайбергенов.

Другие страны последуют за этим примером, уверен эксперт. Худайбергенов отмечает, что сама технология блокчейна, на основе которой и были созданы криптовалюты, признается правительствами стран полезной и перспективной, и, скорее всего, она будет только наращиваться. А вот перспективы криптовалют достаточно спорны.

«Что касается сценария для Казахстана, то думаю, что вслед за Китаем, Россией, Японией мы тоже предложим национальную криптовалюту. Таким образом, для казахстанцев будет закрыт доступ к внешним криптовалютам», - подытоживает эксперт.

Директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов довольно скептично отзывается о перспективах обращения биткоинов в Казахстане и их долгосрочной доходности и надежности.

«Как и вложения в другие ценные бумаги, инвестиции в биткоины представляют вполне измеримый финансовый риск. Фактически, сейчас биткоины для казахстанцев представляют собой низколиквидные ценные бумаги. В силу небольшой распространенности в хождении биткоины покупают не для расчетов, а скорее для того чтобы потом продать подороже. То есть это спекулятивная ценная бумага. Низколиквидные они потому, что в Казахстане не каждый сможет быстро превратить их в доллары, тенге или другую валюту. Обязательно наличие посредников. Кроме того, далеко не все, кто покупают биткоины, имеют четкий план, кому их продать за общепринятую валюту. Есть несколько посредников, которые могут это сделать, однако полноценного рынка услуг в этой сфере у нас нет», - разъясняет ситуацию с хождением криптовалют в Казахстане эксперт.

Что касается реакции государства на это явление, то, скорее всего, ему придется адаптировать его под свои интересы и нужды:

«Развитие технологий не остановить. Поэтому государство придется использовать эту технологию в свою пользу. Без четкого регулирования этой сферы, без договоров со странами активное использование криптовалют не всегда будет на пользу государству как органу политической власти. Если граждане смогут без ограничений выводить свои средства в другую валюту – государство теряет контроль в этой сфере. Другое дело технология, на которой основываются криптовалюты, – блокчейн. Ее можно применять в том же безналичном тенге. Или запустить внутриказахстанскую платежную систему в тенге на основе блокчейна. Через блокчейн безналичный тенге будет надежнее защищен от взломов. Думаю, мы все-таки придем к этому», - уверен Рысмамбетов.

Напомним, что в июне нынешнего года президент Нурсултан Назарбаев выступил на Астанинском экономическом форуме с идеей создания единой криптовалюты - международной расчетно-платежной единицы. По мнению Назарбаева, это позволит избавить мир от валютных войн и спекуляций.

«Валюта должна иметь простой транспарентный механизм эмиссии, подвластный ее потребителям. С учетом цифровизации и развития таких технологий, как блокчейн, такая расчетная единица может быть создана в виде криптовалюты. Важно, чтобы она базировалась не на абстрактном доверии, а на обеспечении конкретными активами», — заявил казахстанский президент.

Однако предлагаемая Нурсултаном Назарбаевым модель международной расчетно-платежной единицы имеет принципиальное отличие от действующих криптовалют, поскольку, по замыслу президента Казахстана, эмитентом глобальной криптовалюты должен стать пул центральных банков, например, при специально созданном Комитете ООН – то есть изначально предполагается государственный контроль за ее выпуском и обращением.

Рысмамбетов указывает на это различие идеи Назарбаева и обращения действующих криптовалют:

«Мы четко должны разграничивать криптовалюты как средство ухода от госконтроля и блокчейн – технологию распределенной записи данных. Мне кажется, что президент имел в виду не просто биткоин и криптовалюту, а в целом использование потенциала блокчейна. С точки зрения финансиста, я хотел бы увидеть казахстанский венчурный фонд, который выводил бы новые валюты на рынок, инвестировал в растущие криптовалюты для умножения средств своих вкладчиков. Насколько мне известно, в Казахстане есть несколько человек, которые вложились в крупные объемы биткоинов и другой валюты – эфириума. С уже накопленным опытом в этой сфере, наверное, можно думать о применении технологии блокчейн в государственном масштабе», - резюмирует Рысмамбетов.

 

Источник: ia-centr.ru