Слияние ЕНПФ и Национального фонда – это уже из серии борхесовских фантазий (читали его "Книгу вымышленных существ?") . Но, может быть, все-таки есть в этом особый смысл?

Глава государства заявил о том, что, возможно, Казахстану следует перенять опыт Норвегии и объединить два фонда – ЕНПФ и Национальный, где аккумулируются сверхдоходы от продажи ресурсов: «В Норвегии есть хороший опыт – они пенсионные деньги объединили с Национальным фондом, как у нас есть. Он стал единым фондом, который более надёжный для людей и для всех. Может быть, мы тоже пойдём по этому пути. Но контроль за этими деньгами государству нельзя упускать, это я понял. Всё равно, в любом случае, государство отвечает за пенсии».

Председатель Нацбанка Данияр Акишев сразу после этого заявления отметил, что Нацбанк изучит опыт Норвегии по объединению активов пенсионного и Национального фондов: «Посмотрим, каким образом это было там реализовано, действительно ли происходило объединение. Потому что, на наш взгляд, там была немного иная схема, там есть своя специфика. Если будут еще и соответствующие поручения, мы готовы с правительством эти вопросы отработать. Но я не думаю, что речь идет о каком-то уже конкретном плане действий. Как минимум глава государства дал этот вопрос, мы будем его изучать».

Кто хочет порулить?

Экспертное сообщество отнеслось к этой идее резко отрицательно. Так, финансист Азамат Джолдасбеков на своей личной странице Facebook написал: «Если что и есть общего в Нацфонде и ЕНПФ, так это слово «фонд». Больше ничего, что могло бы послужить основанием для объединения этих двух институтов, нет. Ни общего юридического статуса, ни схожей организации, ни одинаковых источников формирования, ни одних и тех же направлений использования».

Он упомянул про трансферты из Нацфонда в госбюджет, которые осуществляются ежегодно на определенные цели и подчеркнул, что дотации бюджету с личных пенсионных счетов недопустимы: «Увольте».

Впрочем, он нашел один общий параметр, который «системно правильным не является»: наличие одного и того же инвестиционного управляющего, упомянув при этом о конфликте интересов. Впрочем, по ощущению эксперта, есть некто, кто хочет стать бенефициаром этой идеи: «Но ведь кто-то есть, кто очень хочет стать таким инвестиционным управляющим. Ох, какая возможность порезвиться за счёт чужих денег возникает у него! Теперь мы эту идею объединения ещё долго будем слушать под разными соусами. Поэтому важно, чтобы все в стране знали, что эта идея – гнилая».

Аналитик Расул Рысмамбетов, впрочем, более смело расставляет акценты: «На мой взгляд, деньги Нацфонда и ЕНПФ понадобились МФЦА, где трудится яркий визионер – Кайрат Нематович Келимбетов. Как-то он видно смог убедить президента страны, что сможет справиться с 70-75 млрд. долларов. Судя по осторожной реакции Нацбанка («будем изучать норвежский опыт») – Данияра Талгатовича Акишева застали врасплох. И вот под ковром столкнулись интересы Нацбанка и МФЦА».

Он полагает, что «Нацбанк должен быть двумя руками и ногами против объединения фондов и изъятия его под управление МФЦА. Несмотря на все скандалы – Нацбанк попросту хочет сохранить деньги. Тогда как если Нацфонд и ЕНПФ отдать правительству – денег хватит не на 3 года, а на 1-1,5 года».

А может быть, мы пойдем своим путем?

Действительно, идея объединения двух фондов уже рассматривалась. И несмотря на то, что этому будет противиться общественное мнение в первую очередь, эта идея имеет право на жизнь. Самый главный вопрос в том, как эта идея будет реализована.

Если ЕНПФ будет объединен с Национальным фондом, то, в традициях борхесовского бестиария, получится голова пенсионного фонда с туловищем Национального. Или, наоборот, возглавит нереальное объединение Национальный фонд, а ЕНПФ будет выступать в роли других функциональных частей.

Какой вариант лучше: национализировать ЕНПФ или раздать деньги Национального фонда казахстанцам? Готового ответа нет.

В ЕНПФ все деньги персонифицированы, что очень важно для владельцев этих счетов, особенно, для тех, кто имеет солидные накопления. В Национальном фонде, несмотря на то, что он создан в интересах будущих поколений, нет никакой стратегии в том отношении, как будут распределяться накопленные богатства. Сегодня этот фонд является лишь кубышкой для правительства, оно получает гарантированные трансферты, не особо заботясь об эффективности использования этих средств. Дальнейшее будущее Нацфонда не проработано в деталях: когда и при каких условиях его средства могут быть использованы «будущими поколениями»?

В дебрях Интернета все еще хранится мнение экс-председателя Нацбанка Григория Марченко, который считал, что +«В принципе, этот фонд был создан в основном для накопления средств, которыми бы государство могло ответить в будущем по обязательствам солидарной пенсионной системы, и одним из вариантов названия при создании фонда был Национальный пенсионный фонд. В целом же фонд выполняет обе основные функции таких фондов — сберегательную (для будущих поколений) и стабилизационную (для компенсации колебаний цен на нефть)».

Увы, но фонд назвали Национальным, а сберегательная его функция слишком размыта и неопределенна.

Справедливого распределения богатств в Казахстане в настоящее время нет. Но если, по словам президента РК, государство все равно отвечает за пенсии, то при объединении двух фондов должна быть четко прописана обязанность государства по пенсионным обязательствам. Возможно, должно произойти формальное распределение средств Нацфонда на счета вкладчиков, в зависимости от их трудового вклада в экономическое развитие страны. Или прописана обязанность государства обеспечить пенсионное обеспечение граждан в определенном объеме – допустим, принять за основу коэффициент замещения заработной платы на уровне 60-70% (сейчас, наверное, это 30-40%, не больше), чтобы стареющие казахстанцы могли за счет национальных богатств рассчитывать на действительно достойную старость.

Пойдет ли на это современная элита? Вот в чем вопрос.

 

Источник: Zonakz.net