С начала 2024 года расчёт стоимости автополиса в Казахстане стал более гибким, сообщает informburo.kz.

Иллюстрация Freepik.com

Фото: Иллюстрация Freepik.com

Страховая премия по автополису будет меняться ежегодно, и зависеть это будет от ситуации с аварийностью в том регионе, где автомобиль "прописан". Ещё одно нововведение – это европротокол, или упрощённое урегулирование страховых случаев по обязательному автострахованию.

Нововведения вступили в силу с начала этого года. Только немногие из автовладельцев об этом знают. А между тем проблемы в отношениях страховщик – водитель – автосервис чаще всего возникают из-за того, что автовладельцы не знают всех правил, нюансов и подводных камней.
Informburo.kz решил восполнить этот пробел. Разбираемся, как сейчас работает автострахование, от чего зависит стоимость и из-за чего страховой полис может перестать защищать как следует.

№1. Какие нововведения в автостраховании

С начала этого года во всех регионах Казахстана стали действовать поправочные коэффициенты, которые влияют на стоимость страхового полиса. Основной смысл изменений: чем меньше аварийность в регионе, тем меньше затрат у страховой компании и, соответственно, меньше страховой тариф.

Отметим, это актуально только для обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС), и к каско никакого отношения не имеет.

Второе нововведение – это упрощённое оформление документов о ДТП без участия дорожной полиции и аварийного комиссара.

№2. Как изменили стоимость обязательного автострахования гибкие тарифы

Цена обязательного автополиса теперь формируется в зависимости от аварийности региона регистрации авто. Если количество ДТП в регионе будет расти, то страховка для водителей будет дороже. Логично, что если водители начнут соблюдать ПДД, перестанут гонять и попадать в ДТП, то коэффициент будет снижаться, а страховка становиться дешевле. Коэффициент региона будет меняться год от года в зависимости от статистики по аварийности.

К примеру, если в Атырауской области водители ездят аккуратно и редко попадают в ДТП, то и коэффициент региона здесь установлен самый низкий (0,71). Согласно опубликованному постановлению "Об утверждении размеров поправочных коэффициентов, используемых для расчёта страховой премии по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" самые высокие коэффициенты в этом году в Жамбыльской (1,16) и Кызылординской (1,11) областях.

Напомним, ранее при определении размера страховой премии в расчёт брался возраст водителя, стаж вождения, тип автотранспорта, срок эксплуатации, регион регистрации и бонус-малус (то есть скидки или надбавки за безаварийную езду).

Все коэффициенты обязательного автострахования не менялись в Казахстане на протяжении 20 лет. Теперь коэффициент региона регистрации автомобиля стал гибким и будет изменяться ежегодно, а остальные, в том числе история вождения, сохранятся.
Отметим, страховые организации имеют право на увеличение или уменьшение поправочных коэффициентов на +/-10% один раз в год.

№3. Преимущества европротокола

Европротокол – это упрощённое оформление документов о ДТП без участия дорожной полиции, аварийного комиссара и даже без судебных разбирательств. Оформить ДТП стало возможным онлайн.

Для этого необходимо скачать на смартфон и воспользоваться бесплатным мобильным приложением, которое так и называется – "Европротокол".

Через приложение извещение о ДТП поступит в страховую компанию автоматически, а весь процесс урегулирования страхового случая, от заявления до выплаты, можно будет отслеживать в личном кабинете водителя.

№4. Когда оформлять европротокол нельзя

Оформить электронный европротокол не получится, если участники дорожного происшествия не пришли к согласию, кто из них является виновником.

Кроме того, европротокол работает только в том случае, если ущерб от аварии небольшой (сумма ущерба не превышает 100 МРП (369,2 тысячи тенге), отсутствует вред жизни и здоровью людей и не пострадало имущество третьих лиц.

На сайте Фонда гарантирования страховых выплат опубликованы обязательные условия для европротокола:

  • мобильные номера участников ДТП зарегистрированы в Базе мобильных граждан;
  • сумма ремонта пострадавшей стороны на 2024 год не превышает 369 тысяч тенге (не выше 100 МРП);
  • не причинён вред жизни или здоровью граждан;
  • в результате ДТП повреждены только транспортные средства (без ущерба другому имуществу);
  • у обоих участников аварии действующие полисы обязательного автострахования;
  • отсутствуют разногласия между водителями относительно перечня повреждений и обстоятельств дорожной аварии.

№5. Что делать, если компенсации по ОГПО не хватило на ремонт авто

Если страховая насчитала мало денег за ущерб и этих средств не хватает на ремонт автомобиля, то сумму компенсации можно попытаться оспорить в суде, подав иск о признании размера ущерба заниженным.

Но прежде необходимо провести независимую оценку, которая определит разницу между суммой калькуляции страховщика и реальным размером ущерба. Вероятнее всего, судом будет назначена ещё одна экспертиза, результат которой и ляжет в основу судебного решения. 

Отметим, согласно действующему законодательству, страховщик при наступлении страхового случая обязан произвести страховую выплату в пределах определённой договором суммы.

Страховые выплаты при нанесении ущерба одному автомобилю должны будут составить до 600 МРП, если нескольким автомобилям – до 2000 МРП, но не более 600 МРП каждому пострадавшему. Если во время ДТП нанесён ущерб здоровью и/или жизни третьих лиц, то выплата составит до 1000 МРП каждому пострадавшему (статья 24 закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств").

Если ущерб превышает 600 МРП, то оставшуюся сумму либо выплачивает виновник ДТП, либо покрывает добровольное страхование (каско).
И ещё. Чем старше автомобиль, тем выше процент амортизационного износа, а значит, меньше страховая выплата. Требовать от страховой компании оплату новых деталей на старое авто бессмысленно.

№6. Отличия каско от ОГПО

Автострахование каско компенсирует ущерб, нанесённый автомобилю, независимо от того, виновен водитель в ДТП или нет. ОГПО страхует исключительно ответственность водителя, а не сам автомобиль. То есть ОГПО не предусматривает вообще никакой компенсации ущерба виновнику аварии, но покрывает вместо него ущерб потерпевшему.

Без полиса ОГПО водитель не имеет права выезжать на дорогу – вождение без обязательной страховки наказывается штрафом в размере 10 МРП.

Каско – добровольное страхование, за его отсутствие не штрафуют. Полис каско – это возможность застраховать автомобиль от всех рисков. В частности, полис может покрыть следующие риски:

  • угон;
  • ущерб в ДТП, стихийных бедствиях;
  • поджог, падение машины в воду;
  • кража зеркал, дворников, колёс и прочего;
  • повреждение автомобиля на парковке;
  • если автомобиль восстановлению не подлежит, то страховая выплачивает его стоимость.

Тарифы каско законодательно не регулируются, страховые компании их устанавливают самостоятельно в зависимости от условий, прописанных в договоре. К примеру, каско может компенсировать полную стоимость автомобиля в случае его угона либо в пределах установленных лимитов, и от этого будет зависеть цена самого полиса.

Для новых автомобилей полис каско может быть дороже, так как чем новее машина, тем дороже её ремонт, а значит, и страховая премия. Тарифы для часто угоняемых марок также будут выше.

Автор Венера Смаилова

Источник informburo.kz