Весной этого года Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» заявил о глобальной модернизации системы закупок: дескать, для бизнеса они станут доступнее, за счёт уменьшения доли внутрифондовых закупок рынок дополнительно получит закупки на сотни миллиардов тенге, а сроки тендерных процедур сократятся. Что изменилось, есть ли результаты и насколько удалось снять претензии бизнеса, рассказал генеральный директор ТОО «Самрук-Қазына Контракт» Куат Кожахметов, об этом в материале forbes.kz.
Группа компаний «Самрук-Қазына» зачастую воспринимается неким «государством в государстве»: бизнес жалуется на закрытость структуры, на невозможность попасть в число поставщиков для компаний. И, надо сказать, эти претензии бизнеса понятны - в фонд входят ведущие компании страны, и логично было бы поддерживать отечественных производителей, а не закрываться от них. Будут ли изменения в этой сфере?
- Изменения происходят. Я напомню, что по поручению председателя правления АО «Самрук-Қазына» Ахметжана Есимова в фонде внедряются поэтапные системные изменения, которые направлены на эффективное управление денежными средствами. Были проанализированы проводимые закупки, на основе этого анализа изменена нормативная база, усовершенствованы процедуры, создана единая информационная площадка. Как результат - грамотное использование бюджетных средств с помощью глубокого анализа закупок позволило всего за 6 месяцев портфельным компаниям фонда сэкономить свыше 10 млрд тенге.
Сегодня в закупочной деятельности фонда реализуется направление «категорийное управление закупками», которое охватывает 72 закупочные стратегии. Каждая стратегия - это документ, где прописан порядок закупки целой категории товаров, работ и услуг. И в обязательном порядке рассматриваются вопросы, касающиеся затрат на закупку, хранение, транспортировку, обслуживание и ремонты, а также расходы на утилизацию. То есть считается совокупная стоимость владения, которая определяет наиболее эффективное использование и которая в конечном итоге ведёт к экономии.
Например, необходимо закупить лампочки для освещения. Условно, лампочка стоит 100 тенге, используется она в течение года и перегорает, необходима замена. Добавим затраты на электроэнергию, и в итоге за год лампочка с обслуживанием обходится в 2000 тенге, например. Анализ рынка, поставщиков, всех составляющих показал, что выгоднее купить лампочку не за 100 тенге, а за 500, поскольку её эксплуатация дольше, расход электроэнергии меньше и в год она обходится в 1000 тенге. Вот это - совокупная стоимость владения. Я сейчас, конечно, утрирую, но принцип именно такой. Внедрение такого стратегического подхода к закупочной деятельности позволит фонду добиться экономического эффекта до 45 млрд тенге.
Эти подходы позволяют фонду экономить, и это, конечно, важно. Но как решается вопрос с доступом бизнеса? Например, есть ли приоритет по закупке тех же лампочек казахстанского производства?
- Казахстанское содержание и поддержка отечественного бизнеса - это наш безусловный приоритет. Если посмотреть на закупки группы компаний, порядка трёх четвертей товаров, работ и услуг - казахстанские. И конечно, мы непрерывно ведём работу по расширению доступа для бизнеса.
Так, фонд оптимизировал закупки в рамках внутрихолдинговой кооперации, при которых отсутствовала конкурентная среда. Мы полностью пересмотрели перечень таких закупок, и если раньше он включал 4,5 тыс. позиций, то сегодня - 424. Все остальное передано в конкурентную среду, преимущественно в сферу малого и среднего бизнеса. Добавлю, что это объём закупок на сумму порядка 700 млрд тенге. Соответственно, эта сумма придёт именно в сектор МСБ.
Кроме того, фонд ввёл новый порядок закупок, который исключает барьеры для субъектов МСБ, упрощает процедуры закупок и способствует увеличению конкурентной среды. Запущен новый, усовершенствованный портал электронных закупок zakup.sk.kz. За это время в системе зарегистрировалось свыше 18 тысяч потенциальных поставщиков, из них лишь около 300 - нерезиденты Казахстана. На новой площадке проведено более 27 тысяч закупок.
В чём заключаются преимущества этого портала для бизнеса?
- Одно из главных – это самостоятельная регистрация поставщиков всего лишь по одному документу. Новая платформа устраняет все издержки бумажной волокиты при подписании необходимых документов. Портал позволяет избежать ошибок и нарушений со стороны участников. Система не дает зарегистрироваться недобросовестным участникам, которые находятся как в реестре госзакупок, так и в реестре «Самрук-Қазына».
Сейчас готовится к внедрению модуль электронных договоров, что значительно упростит процедуру их подписания и сэкономит время и деньги участников тендеров. Также для оперативного взаимодействия будет внедрён механизм онлайн-обращений, в том числе и по жалобам участников.
Внедрён и предварительный квалификационный отбор для поставщиков, который значительно упрощает работу бизнеса. Его цель – беспристрастная оценка конкурентных преимуществ компании. Бизнесменам она дает возможность посмотреть на свою деятельность со стороны, глазами заказчика, и таким образом объективно оценить свой статус в бизнес-среде.
И, хочу подчеркнуть, что сегодня бизнес постепенно начинает осознавать: процедура ПКО – не искусственно созданное препятствие, напротив – это своеобразный трамплин для выхода на качественно новый уровень сотрудничества с заказчиками. Кроме того, компании, прошедшие этот отбор, получают определённые преимущества в виде облегчённого режима участия в тендерах, освобождение от гарантированного взноса и так далее.
Однако бизнесмены неоднократно отмечали, что процедура ПКО достаточно сложная для прохождения, перегружена излишними требованиями. Вы с этим согласны?
- Обычно всё новое вызывает сомнения и критику. Но я согласен, поначалу процедура ПКО была достаточно сложной. Тем не менее многие предприниматели её проходили, понимая преимущества. И это не только упрощённый доступ к проводимым конкурсам. Бизнесменам эта процедура дает возможность посмотреть на свою деятельность со стороны, глазами заказчика, и таким образом объективно оценить свой статус в бизнес-среде.
Что касается сложности прохождения, то на сегодняшний день процедура прохождения ПКО упрощена. В частности, сокращены анкетные вопросы более чем в 2 раза. С начала года процедуру предварительного квалификационного отбора прошли уже порядка 2,5 тыс. компаний, что подтверждает более чем 200% прирост по сравнению с аналогичным периодом 2017. В ближайшее время будет завершена работа по сокращению сроков прохождения ПКО в 2,5 раза, с 45 до 18 дней.
Более того, в апреле текущего года закупки способом запроса ценовых предложений (до 9,6 млн тенге) были выведены за периметр ПКО. В основном эти закупки направлены на обеспечение хозяйственной деятельности. К примеру, канцелярские и хозяйственные товары, клининговые услуги. Теперь любой желающий может участвовать в таких закупках на общих основаниях.
- Каковы здесь коррупционные риски? Возможно ли «заточить» условия тендера под конкретную компанию, лоббировать аффилированные структуры, «протащить» свою компанию?
- Это невозможно. Мы предоставляем площадку для группы компаний фонда, компании проводят тендеры. Вся информация открыта и прозрачна, потенциальные поставщики видят и условия тендера, и заявки остальных участников.
Если предполагать возможность, как вы сказали, «заточки» тендера под конкретную компанию, за этим пристально следят в фонде. И все поставщики, если они видят по спецификации, что условия таковы, что выиграть может одна конкретная компания, могут подать жалобу. В фонде за этим следят постоянно и сразу же реагируют.
Много таких жалоб поступает?
- Давайте говорить прямо - когда тендер проходит, всегда остаются недовольные. Было пять компаний, одна выиграла, четыре - недовольны. Те, кто не выиграл, обращаются с жалобами. Фонд изучает обоснованность этих жалоб, если подтверждения есть - конкурсные процедуры останавливают или аннулируют. Мы со своей стороны совершенствуем систему, чтобы была максимальная прозрачность.
Отечественные производители должны понимать, что на рынке существует конкуренция, в том числе и со стороны зарубежных компаний. Наш бизнес должен здесь повышать свое качество, свою конкурентоспособность. И такие компании у нас есть, они экспортируют свою продукцию, успешно конкурируют на мировых рынках. И мы надеемся, что их будет еще больше. Группа компаний фонда будет со своей стороны максимально этому способствовать.