Реальный уровень неработающих займов в Казахстане по состоянию на 1 июля 2018 снизился до 20%. Практически более чем в два раза по сравнению со своим пиковым уровнем 41,5% в 2012. Но чтобы ситуации с проблемными кредитами не повторялись, месяц назад были приняты поправки в закон с новыми полномочиями Нацбанка

Реальную ситуацию банки скрывали

Копиться проблемы с возвратом кредитов у населения начали с кризисных 2008-2009 годов, после шока на рынке недвижимости и начавшихся дефолтов по займам, связанным с жильём. В 2014-2016 резко снизились мировые цены на основные экспортные товары Казахстана - нефть, металлы, сельхозпродукцию, а это повлияло на платёжеспособность уже корпоративного сектора страны. Третий фактор – это низкие корпоративные стандарты и системы управления рисками отдельных банков. Выдав большие займы, они не подстраховали свои риски соответствующим уровнем капитала.

В итоге уровень неработащих займов в стране вырос до 30% в 2014-2016 и дошёл до своего пикового значения в 36% в первой половине 2017. Система явно дала большой сбой, дальше проблемы могли расти уже снежным комом. Необходимо было принимать кардинальные меры.

Позицию регулятора глава Национального банка РК Данияр Акишев сформулировал ясно и жёстко одновременно: «нам нужно быть бдительными и следить за тем, чтобы банки не занимались рискованным непродуктивным кредитованием. В прошлом мы слишком полагались на их финансовую отчётность и мнение независимых аудиторов. В качестве регулятора нам нужно как можно раньше идентифицировать нарастание рисков в банке, чтобы вмешаться как можно раньше».

Расчищать авгиевы конюшни банковской системы пришлось с помощью комплекса мер. Это, как известно, финансовая поддержка на возвратной основе, в том числе системообразующему Казкому и пяти крупным и социально значимым банкам. Но впервые господдержка была осуществлена с условием солидарного участия акционеров по капитализации своих банков. Именно Нацбанк настаивал на принципе солидарности и своего добился: акционеры, а не только государство стали участниками «спасательной операции». Всегда деликатный и сдержанный председатель НБ РК применял в тот период достаточно резкие формулировки, отмечая «так называемую проблему роста безответственности – moral hazard – управляющих банков и профинвесторов». Решительный настрой регулятора в итоге все прочувствовали. Банки признали свой реальный, а не официальный уровень проблемных займов и приняли меры по их очистке. Нацбанк в свою очередь ужесточил меры к банкам по покрытию провизиями неработающих займов. В итоге на 1 июля 2018 уровень покрытия вырос с начала 2017 более чем вдвое - с 25% до 50%.

Что интересно, официально у банков всё было прекрасно. К примеру, с 2012 по 2016, согласно официальной статистике, коэффициент достаточности капитала в среднем по банковской системе составлял 17%, теоретически значительно превышая минимально допустимый уровень в 10%. Но фактически ситуация была совсем иной. Реальный уровень капитализации банков в этот период находился в отрицательной зоне, доходя до минус 10% - минус 13%. Сейчас, после получения солидной финансовой поддержки от Нацбанка, которую они должны вернуть через 15 лет, и списания неработающих займов, реальная капитализация банков поднялась - до плюс 9%.

Чтобы вновь не включился сигнал SOS…

Чтобы государству не пришлось вновь спасать крупные банки, Нацбанк ужесточил контроль, вводя с 2019 года так называемый риск-ориентированный надзор. «Регулятору необходимо иметь право выявлять плохие кредиты, полагаясь на своё суждение и объективные факты, – настаивал, возражая оппонентам, Данияр Акишев.У нас должно быть право потребовать от банка создания резервов на основе нашего суждения об ожидаемых убытках».

Финрегулятор добился своего. Соответствующие поправки приняты 2 июля 2018 Законом «О валютном регулировании». Теперь Нацбанк сможет использовать для оценки ситуации так называемый институт мотивированного суждения. То есть оценивать состояние фининститута на основе анализа количественных и качественных показателей в режиме онлайн и оперативно принимать превентивные меры. Вплоть до приостановления активных и пассивных операций банка. Превентивный характер нового инструмента существенно осложнит возможность банков в проведении операций по выводу активов.

Теперь документально прописаны конкретные меры для урегулирования ситуации у неплатёжеспособного банка с минимизацией системных последствий и государственной поддержки. Если банк оказался неплатёжеспособным, предусматривается возможность принудительной реструктуризации его обязательств. Риск-ориентированный надзор предусматривает внедрение в банковскую практику международных принципов, направленных на повышение оперативности и эффективности режима урегулирования.

Помощь банкам как драйвер рынка

Финансовая поддержка банков в 2017 по цепной реакции привела к росту кредитной активности банков. Рост кредитования экономики «здоровыми» банками в настоящее время оценивается более чем в 14% в годовом выражении, что значительно выше показателей роста номинального ВВП. Объём кредитования экономики на конец июня 2018 составил 12 831,1 млрд тенге. Объём кредитов юрлиц увеличился до 7 997,3 млрд тенге, физлиц – до 4 833,8 млрд тенге. Объём выданных кредитов в июне составил 1 321,2 млрд тенге, увеличившись за месяц на 34,4%. В их структуре доля тенговых - 80,6%.

В дальнейшем рост банковского кредитования должен только усиливаться. Этому будет способствовать появление на рынке сберегательных вкладов, в дополнение к действующим видам вкладов. Сберегательные вклады создадут устойчивую базу фондирования для банков. Кроме того, уже запущенная Нацбанком ипотечная программа «7-20-25» активизирует темпы ипотечного кредитования и положительно повлияет на развитие сопутствующих отраслей экономики.

Нацбанк, думая о мерах по расширению кредитования экономики, не забыл и про проблемы ипотечников.

В непростой кредитной истории казахстанцев и банков, к счастью, не остались в стороне и эти проблемы. Программа рефинансирования, запущенная Национальным банком РК в 2015, позволила снизить долговую нагрузку и сохранить единственное жильё около 24 тыс. казахстанских семей. Предполагается, что в рамках программы в целом будет оказана поддержка более 41 тыс. заёмщиков. И ещё примерно 22 тыс. валютных ипотечных займов физических лиц, обеспеченных недвижимостью, по поручению главы государства будут переведены в тенге в рамках этой же программы в новой редакции.

Теперь, после разбирательств с отдельными банками, и сами казахстанцы получили прививку от бездумного доверия различным акциям и призывам и, возможно, будут реально оценивать свои финансовые возможности и риски. Ну а банкам, как бы ни хотелось заработать на кредитном буме, теперь придется поумерить свои аппетиты. И хорошо, что все более модной становится стратегия банка не со сверхприбылями, но с устойчивыми результатами и надёжностью.

 

Источник: Forbes.kz