Финансовый рынок Казахстана готовится к юбилею. Тенге исполнилось четверть века. Дата важная, к которой нацвалюта подошла будучи свободной от регулирования. Кроме того, события, которые разворачивались на отечественном финансовом рынке последние несколько лет, несмотря на сложности, начали приносить положительные изменения. После того, как в августе 2015 года Казахстан перешел к инфляционному таргетированию и свободно плавающему обменному курсу, в обществе было много споров и несогласий. Однако понемногу валютный рынок стабилизировался, денежный рынок нашел свое естественное состояние, а программы, которые Национальный банк Казахстана запустил в очень важных секторах экономики, аналитики назвали в разговоре с «Капитал.kz» необходимыми и адекватными в сложившейся ситуации.
В честь юбиляра Национальный банк вместе с Ассоциацией финансистов Казахстана обещают много мероприятий, но самым интересным для игроков станет VIII Конгресс финансистов Казахстана. Ожидается много гостей из-за рубежа.
«В повестку предстоящего конгресса включены вопросы, актуальные для финансового сектора, такие как использование национальных валют в трансграничных расчетах, внедрение и применение риск-ориентированного подхода в финансовом надзоре, перспективы наличного денежного обращения, защита прав потребителей финансовых услуг в современных реалиях. Мы сделали повестку интересной для казахстанской аудитории и надеемся, что она заинтересует зарубежных участников конгресса», — заявлял на прошлой неделе глава Нацбанка Данияр Акишев.
В ожидании конгресса стоит отметить, что экспертам стало проще делать выводы и прогнозировать действия регулятора, например, относительно базовой ставки, движения инфляции и ставок на денежном рынке, так как Нацбанк стал придерживаться политики повышения транспарентности в своей работе. Публикаций статистической и аналитической информации стало заметно больше, руководители Нацбанка чаще выступают перед прессой и оперативно комментируют происходящие события. Особенно, когда дело касается колебаний курса тенге.
Что с тенге?
В настоящее время обменный курс национальной валюты является рыночным, поскольку формируется на основе спроса и предложения на валютном рынке, считает эксперт аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов.
При этом наблюдаемая в последние месяцы высокая волатильность нацвалюты свидетельствует о минимальном участии регулятора. Настроения участников валютного рынка сильно зависят от внешних изменений, в особенности от российского рубля и цен на нефть. Зачастую игроки мгновенно отыгрывают негативные изменения внешнего фона, в то время как внутренние факторы остаются неизменными, отметил аналитик.
«В отличие от юридических лиц, население традиционно более подвержено влиянию слухов и различных непроверенных фактов, за счет чего может искусственно создаваться ажиотаж. В попытке сохранить сбережения либо заработать население зачастую приобретает иностранную валюту на пике ее стоимости, а после снижения курса вынуждено фиксировать убытки. Поэтому мы часто напоминаем всем, что не стоит поддаваться информационным провокациям», — сказал он.
При этом доверие к тенге растет, заметил Рамазан Досов. Основание делать такой вывод дает существующая динамика депозитов. С начала нынешнего года тенговые вклады демонстрируют ускоренный рост (+1,1%) в сравнении с долларовыми (+0,5%). Среди прочих факторов это обусловлено их привлекательностью за счет сохранения положительных реальных процентных ставок. Ставки по депозитам в инвалюте у казахстанских БВУ остаются неконкурентными (1%), вклады в иностранной валюте с инвестиционной точки зрения выглядят нелогично, особенно в случае краткосрочного горизонта инвестирования, заметил эксперт. На этом фоне очевидными становятся успехи программы дедолларизации, поскольку доля иностранной валюты в структуре депозитов на начало октября 2018 года снизилась до 47,5% с максимальных 70% в начале 2016 года, продолжал Досов.
«Однако необходимо продолжать работу по реализации данной программы, в том числе создавая условия для увеличения дюрации тенговых депозитов, а также обеспечивая стабильность базы фондирования в случае высокой волатильности на валютном рынке. Кстати, создание центрального контрагента позитивно отразится на состоянии валютного рынка, поскольку увеличит уверенность игроков в своевременном закрытии сделок. Это общепринятая международная практика биржевых расчетов», — сказал он.
Вместе с тем проделана большая работа стабилизации ситуации на денежном рынке. Сейчас конъюнктура казахстанского денежного рынка сохраняется довольно стабильной, что в основном обусловлено сохраняющимся структурным профицитом ликвидности в системе (~3,5 трлн тенге), отметил Рамазан Досов. В краткосрочной перспективе ставки на рынке будут с высокой вероятностью сохраняться вблизи нижней границы базовой ставки, периодически реагируя и отыгрывая периоды волатильности на валютном рынке.
«Ставки на денежном рынке по операциям с тенговой ликвидностью сроком на день преимущественно находятся вблизи нижней границы базовой ставки Нацбанка, поскольку ее влияние на короткие ставки денежного рынка моментальное. БВУ не будут привлекать краткосрочную ликвидность дороже, чем ее можно получить у центрального банка, и не намерены размещать ее дешевле, чем доступные условия по операциям авторепо, свопам и нотам Нацбанка», — добавил он.
Стабильность — недешевая вещь
После либерализации денежно-кредитной политики активность на кредитном рынке стала расти. Поддержать эту тенденцию, а заодно помочь казахстанцам в жилищном вопросе было решено с помощью программы ипотечного и жилищного строительства «7−20−25», которую запустили в июле 2018 года. По ее условиям, номинальная процентная ставка по ипотечному кредиту составляет 7%, первоначальный взнос — 20% от стоимости жилья, а срок погашения займа увеличен до 25 лет. По состоянию на 30 октября на участие в программе в общей сложности подано 3989 заявок на сумму 47,1 млрд тенге. Одобрено 2658 заявок на 31,8 млрд тенге.
По мнению председателя правления Народного банка Казахстана Умут Шаяхметовой, программа будет очень полезна для населения. «В целом мы поддерживаем эту программу, потому что она очень позитивная для населения Казахстана. Есть возможность получить дешевую ипотеку под 7% на 25 лет. Это беспрецедентная поддержка населения», — сказала она.
Получить льготный ипотечный кредит хотят многие, сообщил председатель правления АО «Ипотечная организация «Баспана» (оператор «7−20−25») Кайрат Алтынбеков. По его словам, при годовой ставке 7% ежемесячный платеж по программе обойдется дешевле, чем аренда жилья.
«В то же время заемщик будет жить в собственном доме, он уже не квартирант. Согласитесь, это ведь намного лучше», — сказал Кайрат Алтынбеков.
Но, конечно же, доверять государственные деньги можно только стабильным банкам. Сектор вообще переживает сейчас период серьезных реформ. Во-первых, руководство Нацбанка внедрило систему риск-ориентированного надзора на основе SREP (Supervisory Review and Evaluation Process). Она, несомненно, окажет положительное влияние на банковский сектор и повысит его эффективность, считает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Внедряя новую систему, Нацбанк стремится обеспечить бесперебойное функционирование финансового сектора и своевременно реагировать на наиболее существенные проблемы.
«Кроме того, новая система позволяет легко адаптироваться к изменяющейся природе финансовых рисков, которые становятся все более сложными по мере развития современных рынков. Предыдущая система регулирования финансового рынка Казахстана устанавливала для банков минимальные стандарты и при очередной проверке регулятор иногда обнаруживал нарушения банковского законодательства. Она выявляла проблемы и риски постфактум, когда ситуацию уже трудно было исправить», — отметил банкир.
Риск-ориентированный надзор позволяет регулятору самостоятельно на основании первоначальных данных через систему контроля выявлять потенциальные риски для банков значительно раньше, когда еще есть возможность подготовить и реализовать превентивные меры для их устранения, добавил он. В международной практике при этой системе регулятор фокусируется на следующих показателях: достаточность капитала, способности его наращивать — как за счет доходов от основной деятельности, так и за счет поддержки акционеров — а также система комплаенса.
«Соответственно, такая система накладывает на каждый банк обязанность постоянно демонстрировать регулятору свою способность контролировать и управлять всеми рисками, не только текущими, но и теми, что могут возникнуть в будущем», — сказал глава Банка ВТБ (Казахстан).
Как раз из-за того, что надзор в секторе в свое время был либеральным, государству приходилось не раз помогать банкам ликвидностью. Одно в сочетании с другим обходилось казне дорого. Поэтому разбираться с последствиями прошлого надзора можно было после изменения надзорных функций Нацбанка. Но по факту помощь банкам была нужна — в системе накопилось гигантское количество неработающих кредитов, и в пользу нынешнего руководства Нацбанка говорит тот факт, что оно стало разбираться с этой проблемой, сказал генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. В апреле 2017 года регулятор запустил программу оздоровления банковского сектора. Помощь на общую сумму 653 млрд тенге получили пять банков: АТФБанк, Евразийский банк, Цеснабанк, Банк ЦентрКредит и Bank RBK.
«Схема, заложенная в программе оздоровления банковского сектора, перенята у Федеральной резервной системы США, которую американский регулятор применял во время кризиса 2007−2008 годов. ФРС предоставляла деньги частным банкам на определенный период и на условиях возвратности. По состоянию на 2016 год все банки США, получившие госпомощь, вернули эти деньги сверх выданных сумм. Программа Нацбанка тоже предполагает возвратность, сама по себе она достаточно хорошая», — сказал финансист.
Важно теперь, чтобы регулятор до конца контролировал процесс, особенно возврат денег, добавил он. Если бы банкам дал обанкротиться, то прямые и косвенные потери государства были бы больше, чем 653 млрд тенге, считает наш собеседник.
Золота много не бывает
Не менее значимые изменения происходят и в области управления важнейшими активами, такими как деньги Национального фонда РК, ЕНПФ и золотовалютные резервы самого Нацбанка. Регулятор активно скупает аффинированное золото у отечественных производителей, о чем неоднократно заявлял. Сейчас ЗВА составляют $30 млрд. Общий вес физического золота, которым управляет Нацбанк, составляет 335 тонн, а это 15 место в мире по запасам драгметалла. Казахстанский финрегулятор действует в унисон с мировыми центробанками, отметила старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. Они также покупают золото, чтобы в финансово неспокойные времена иметь хорошую «подушку безопасности».
«Валюты могут обесцениваться, облигации — резко падать в цене, с золотом в глобальном понимании этого не случится никогда. В текущих условиях покупка золота регулятором Казахстана выглядит вполне оправданной», — сказала Анна Бодрова.
Аналитик внимательно следит за событиями в финансовом секторе, поэтому заметила, что управление пенсионными активами должно быть крайне взвешенным. Стоит отметить, что за последние два с лишним года объем инвестиций в финансовые инструменты иностранных эмитентов был увеличен с 6,5% до 22,5% от пенсионных активов.
«Инвестирование валютной части в ликвидные финансовые инструменты эмитентов зарубежных стран требуется для диверсификации портфеля. В то же время доля такого инвестирования в 22,5% выглядит вполне разумной, поскольку остальные части пенсионных активов вложены в иные направления. Чем активнее будет диверсификация рисков, тем лучше», — оценила Анна Бодрова.
За 9 месяцев этого года доходность по портфелю пенсионных активов ЕНПФ для вкладчиков фонда составила 7,75% при уровне инфляции в размере 3,3%. Следовательно, реальная доходность по пенсионным активам составила 4,45%. «Доходность пенсионного портфеля смотрится адекватной», — считает наша собеседница.
Итак, в преддверии Конгресса финансистов эксперты демонстрируют позитивные оценки состояния казахстанского финсектора. И хотя впереди много работы и других событий, существующий фон дает основания для воодушевления.