Международные финансовые институты вкладывают в СНГ немалые средства, однако большая часть из них все еще приходится на западные организации. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Евразийского банка развития, собранные в соответствующем докладе. При этом структура инвестиций, предоставляемых странам СНГ международными банками развития (МБР), имеет ярко выраженную отраслевую специфику. О том, кто и как финансирует ближайших соседей России, и о том, инвестиций какого рода странам СНГ не хватает, читайте в статье международного обозревателя Александра Шустова.

Источники инвестиций

В первом квартале этого года, как гласит подготовленный Евразийским банком развития (ЕАБР) «Обзор инвестиционной деятельности международных банков развития», международные финансовые институты одобрили в странах СНГ финансирование в размере $1,3 млрд.

60% этой суммы пришлось на проекты, реализуемые в частном секторе, а 40% – в государственном. При этом объем финансирования частных проектов по сравнению с последним кварталом предыдущего 2018 г. сократился в полтора раза (на 51%) и составил $766,9 млн. На эту сумму в странах СНГ в общей сложности будут профинансированы 22 проекта.

Инвестиции в государства Содружества на протяжении января-марта 2019 г. осуществляли семь международных финансовых институтов: Азиатский банк развития (АБР), Евразийский банк развития (ЕАБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международный банк экономического сотрудничеств (МБЭС), Международная финансовая корпорация (МФК), Российско-Кыргызский Фонд развития (РКФР) и Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Все они контролируются разными политическими и экономическим центрами силы, располагают различными финансовыми возможностями и преследуют на пространстве СНГ разные цели.

Интересы Запада

Деятельность международных финансовых институтов отражает усилия центров силы по наращиванию на пространстве бывшего СССР своего политико-экономического влияния. Так, самый большой объем инвестиций в частные проекты на протяжении первого квартала обеспечил ЕБРР, крупнейшими акционерами которого являются США, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. На долю ЕБРР в общей сложности пришлось 59% всех инвестиций ($450,9 млн), за счет которых будут профинансированы восемь проектов. Кроме того, два проекта на сумму $52 млн каждый одобрили МФК и АБР (по 7%), также контролируемые США.

В совокупности западные банки, располагающие значительными финансовыми возможностями, на протяжении первого квартала обеспечили почти 3/4 всех инвестиций в частные проекты.

При этом на международные финансовые институты, аффилированные с Россией, пришлось лишь около четверти всех инвестиций в страны СНГ. Так, ЕАБР в первом квартале одобрил выдачу кредитов на сумму $176,6 млн по трем проектам, а его доля в общем объеме финансирования составила 23%. Еще два проекта на сумму $3 млн (0,4%) одобрил Российско-Кыргызский Фонд развития, созданный специально для адаптации Киргизии к условиям работы в ЕАЭС.

Банки и страны

Крайне любопытным выглядит и распределение инвестиций по странам СНГ, отражающее экономические и политические интересы финансирующих их структур. Большую часть финансирования получил Казахстан, где международными банками были одобрены девять проектов на общую сумму в $617 млн. За ним следует Украина, получившая на три проекта $59,9 млн, Армения, которой на два проекта было выделено $44,8 млн, и Узбекистан, где был одобрен один проекта на $20 млн. Кроме того, 16,9 млн. долл. получила Белоруссия (четыре проекта), $5,5 млн – Россия (один проект) и $3 млн. – Киргизия (два проекта.).

В итоге 80% всех кредитов привлек Казахстан, 8% – Украина, 6% – Армения, 3% – Узбекистан и 2% – Белоруссия.

Почти три четверти финансирования Казахстан получил от западных банков, и самый большой объем средств – от ЕБРР ($378,4 млн), хотя довольно значительным выглядит и размер кредитов от ЕАБР ($176,6 млн). Украину финансировали ЕБРР ($38,4 млн) и Черноморский банк торговли и развития ($21,5 млн.), созданный странами-участницами Организации черноморского экономического сотрудничества. Армении кредиты были выданы Международной финансовой корпорацией ($42 млн) и ЕБРР ($2,8 млн). Узбекистан кредитует ЕБРР (20 млн), Белоруссию – ЕБРР ($11,3 млн) и Международный банк экономического сотрудничества ($5,6 млн.), Россию – МБЭС ($5,5 млн), а Киргизию – Российско-Кыргызский Фонд развития ($3 млн).

Отрасли и приоритеты

Примечательно, что большая часть кредитов выделяется на развитие транспорта и инфраструктуры (50%), где крупные проекты при помощи ЕБРР реализуют Казахстан и Украина. Следом за транспортом идут проекты в энергетике (37%), финансируемые ЕБРР в Казахстане, на Украине, в Армении и Белоруссии.

Значительная их часть связана с возобновляемыми источниками энергии. Кроме того, по 6% приходится на проекты в финансовом секторе (Узбекистан, Армения, Казахстан), горнодобывающей промышленности (Казахстан), и 1% – на долю АПК (Казахстан). В секторе суверенного финансирования самый большой объем кредитов предоставлен в секторе «Услуги».

При всей важности развития транспорта и энергетики, которые являются базой для развития экономики, очевидно, что кардинально поменять ее характер они не смогут. Для этого необходимо развитие промышленности, особенно ее обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей. Но именно в эти сектора и отрасли экономики западные финансовые институты вкладываться, почему-то, не спешат.


Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук, https://eurasia.expert