Более 60 руководителей из МСБ и крупного бизнеса, банковского сектора, институтов развития и бизнес-ассоциаций Казахстана приняли участие в опросе KPMG, основной целью которого было понять, насколько достаточны были меры господдержки в связи с COVID-19, насколько они были эффективны и есть ли у бизнеса конструктивные предложения по улучшению сложившейся ситуации
Режим ЧП и введение карантинных мер оказали негативное влияние на бизнес Казахстана:
- около 300 тыс. субъектов предпринимательства приостановили свою деятельность,
- 1 млн субъектов предпринимательства пострадали от пандемии напрямую, в основном это сфера услуг и торговли,
- свыше 1,6 млн человек были отправлены в отпуск без содержания,
- около 14-15 тыс. субъектов предпринимательства, имеющих займы в БВУ, обратились за отсрочкой
- 4,5 млн человек получили социальную выплату в размере 42500 тенге.
Бизнес оказался в сложной ситуации, в которой невозможно планировать свою операционную деятельность. В такой ситуации ориентация на поддержку может быть только от государства.
Респонденты оценивают качество мер господдержки как «ниже среднего», на 4.7 балла из 10:
- только 3 субъекта крупного бизнеса получили господдержку, представленной отсрочкой по уплате налогов (2 компании), что, по мнению рынка, не является эффективной мерой поддержки, и снижением ставки налоговых платежей (1 компания),
- среди трех критериев, критерий «достаточности» получил самый низкий балл,
- в качестве барьеров, респонденты отмечали слабое покрытие по индустриям и видам деятельности и различные системные барьеры,
- 42% представителей бизнеса отметили создание «Единого окна», налаживание коммуникации и консолидацию госпрограмм как способ улучшения качества господдержки.
"Для бизнеса крайне важна скорость принятия решений, которая зависит от доступности информации в нужное время. Непросто было консолидировать разрозненные меры господдержки. Наличие единого окна с четкой понятной инструкцией, со всем комплексом мер, было бы для нас очень удобным", - отметил один из респондентов исследования.
- более 50% компаний указало, что период получения господдержки занял от 3 недель и более.
- 34% компаний оценивают актуальность и выполнимость критериев в программах как «ниже среднего».
- более 50% компаний оценивают доступность информации на «среднем» уровне.
- только 11% компаний считают, что мера поддержки «Налоговые каникулы» является эффективной для стабилизации финансового положения.
- банки считают, что условия в программах поддержки бизнеса являются актуальными и выполнимыми.
- участники исследования утверждают, что на текущий момент пандемия не повлияла на показатель NPL 90+.
- средняя оценка эффективности, достаточности и своевременности госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 5,6 из 10.
- средняя оценка эффективности оповещения госпрограмм с точки зрения фондов и институтов развития составила 7,8 из 10.
- меры господдержки бизнеса преимущественно связаны с общей стратегией развития страны.
Ключевые выводы исследования:
- Прогноз МВФ по снижению реального ВВП в 2020 году был пересмотрен в сторону снижения с -2,5% до -2,7%.
- Снижение нефтяных доходов и консолидация в налогово-бюджетной сфере привели к ухудшению фискальной позиции.
- Расходы госбюджета в 2020 году почти в два раза будут превышать доходы бюджета (без учета трансфертов из Нацфонда).
- Получить господдержку на фоне эпидемии коронавируса в Казахстане сможет только меньше половины пострадавших предприятий малого и среднего бизнеса. Для остальных помощь оказалась недоступной.
- Среди мер, анонсированных государством, практически отсутствуют меры по поддержке крупного бизнеса несмотря на то, что именно крупный бизнес формирует 80% всех налоговых поступлений и трудоустраивает более 60% трудоспособного населения страны.
- Отсутствие единого информационного портала господдержки и одного оператора по каждой госпрограмме большинство респондентов считают одним из ключевых операционных барьеров для участия в программах господдержки.
- Около 90% респондентов считают, что необходимо расширение отраслевых критериев и «реинжиниринг» госпрограмм поддержки бизнеса.
- Надвигающаяся вторая «волна» заболеваний и вероятное продление уже объявленного повторного карантина негативно повлияет на ВВП Казахстана,платежеспособном спросе населения и сроках выхода бизнеса из рецессии.
- Повышение эффективности уже существующих и вновь объявленных мер господдержки позволит улучшить положение бизнеса в рамках уже выделенных средств (тем не менее, дополнительные меры поддержки также потребуются).
- Государству и бизнесу необходима единая платформа для конструктивного и транспарентного диалога: лишь прямое обсуждение экспертов, своевременная и достаточная поддержка бизнеса помогут стране выйти из кризиса и заложить основы долгосрочного устойчивого роста.
По данным Международного валютного фонда, рецессия в 2020 году будет зафиксирована в 157 странах из 194. Согласно прогнозам, экономику Казахстана ждет спад на 3% в 2020, обусловленный негативными последствиями COVID-19.
- В любой стране мира государство является гарантом стабильности экономики, его основной целью является обеспечение поддержки стабильного устойчивого развития страны как в моменты роста экономики, так и в периоды кризиса. Одним из важных аспектов исследования стало сравнение размера и роли МСБ в структуре западных стран, меры которых принято рассматривать в качестве примера, так называемого «international best practice». В отличие от ряда развитых стран, где доля МСБ в ВВП составляет 50% и более, а доля занятых в экономике превышает 60%-75%, в Казахстане доля МСБ составляет примерно 30% ВВП (38% занятых). В связи с этим, одним из основных выводов нашего исследования является нарастающая необходимость мер господдержки крупного бизнеса, который создает большую часть ВВП страны и обеспечивает занятость большей части трудоспособного населения, чем МСБ.
Другим важным выводом является нарастающая необходимость диверсификации экономики – волатильность цен на энергоносители и нарастающие риски потери конкурентоспособности предприятий с высоким углеродным следом на международных рынках должны еще раз заставить задуматься руководство страны об основных ориентирах в долгосрочном стратегическом целеполагании. Наличие единого портала господдержки, определение единого ответственного оператора по каждой программе господдержки, оперативный и глубокий анализ, сопровождаемый быстрыми и достаточными мерами экстренной поддержки разных компонентов экономики, разработка протоколов опережающей поддержки уязвимых (но социально незащищенных и экономически значимых слоев экосистемы бизнеса), а также мониторинг эффективности мер господдержки могут стать принципиально важными для повышения конкурентоспособности, устойчивости и адаптивности бизнеса к различным внешним и внутренним шокам.
Мы верим, что этот кризис, несмотря на все его негативные последствия, позволит извлечь всем важные уроки и благотворно повлияет на интенсификацию конструктивного диалога государства и бизнеса. Ведь чем более эффективно будут осуществляться меры господдержки бизнеса, тем меньше потребуется заемных средств для преодоления экономических потерь, тем сильнее страна выйдет после кризиса, тем более подготовленной она будет перед любыми кризисами, что в долгосрочном плане дает устойчивость для всех граждан, проживающих на территории Казахстана, - прокомментировал итоги исследования Василий Савин, партнер, руководитель отдела инвестиций и рынков капитала KPMG в Казахстане и Центральной Азии.
Источник forbes.kz