Одна из основных причин – ограничения в рамках договора ОПЕК+.

Казахстан перевыполнил план добычи нефти и газа за девять месяцев текущего  года | Inbusiness

Добыча нефти в стране сейчас находится на уровне первой половины 2016 года. В сентябре, по данным Комитета по статистике, накачали 5,56 млн тонн сырой нефти. При этом, начиная с июня, добыча не поднималась до 5,8 млн тонн в месяц, составляя в среднем немногим более 5,5 тонн. Для сравнения:
за аналогичный период 2019 средний показатель составлял 6,7 млн тонн, в январе-мае 2020 – 6,6 млн тонн

Всего по данным Комитета по статистике, за 9 месяцев 2020 года в республике было добыто 55,3 млн тонн сырой нефти, что на 2,8 млн тонн меньше уровня января-сентября 2019.

Таким образом, за год показатели снизились на 4,8%, что во многом произошло из-за взятых на себя ограничений в рамках ОПЕК+. И пока неясно, удастся ли поднять добычу в следующем году.

Что происходит на рынке нефти

Очередная встреча министров энергетики стран-участников договора ОПЕК+ прошла 19 октября. В преддверии этого события эксперты прогнозировали: никаких немедленных решений по размеру квот принято не будет. Больше ждали сигналов от крупнейших мировых экспортеров по вопросу спроса в 2021.

Встрече предшествовал не самый лучший информационный фон. Вторая волна коронавируса уже вызвала новые ограничения в Европе. Растет заболеваемость и в США. Если власти и здесь пойдут на более жесткие блокировки, это может существенно сократить текущий спрос на топливо и соответственно на нефть.

При этом уже сейчас ОПЕК признает, что темпы восстановления спроса далеки о ожидаемых. Об этом заявил генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо.

Еще одна насущная проблема – рост добычи в Ливии. Эта страна, находящаяся в состоянии военного конфликта, не входит в соглашение ОПЕК+ и способна за несколько месяцев вывести на рынок примерно 1 млн баррелей в сутки дополнительной нефти. В сочетании с коронавирусом эта ситуация может привести к увеличению профицита нефти на рынке, и даже масштабные сокращения в рамках ОПЕК+ будут не в силах это изменить.

При этом цены на нефть и без того не особо стабильны. Впервые с июня фьючерсы на Brent опускались ниже 39 долларов за баррель. От просадки рынок защищают два фактора:

надежды на новый пакет стимулирующих мер в США объемом около 2 трлн долларов. Но компромисс по этому вопросу вряд ли будет найден до президентских выборов в ноябре;
ожидания, что ОПЕК+ отложит повышение добычи на 2 млн баррелей в сутки, намеченное на начало следующего года. И этот вариант выглядит более реальным.
Сигналов нет
Однако будет ли он реализован, остается загадкой. По итогам встречи министерский комитет ОПЕК+ не стал давать рекомендаций по пересмотру квот с 2021 года. В итоговом коммюнике говорится, что участники соглашения признали риски ухудшения спроса. Но очевидных сигналов, готова ли ОПЕК+ пересмотреть график смягчения квот, не последовало.

Предполагается, что ясность относительно дальнейших действий ОПЕК+ появится в ходе следующей встречи министров, которая намечена на 16–17 ноября.

Отсутствие рекомендаций может объясняться и тем, что основные участники соглашения — Россия и Саудовская Аравия — до сих пор не достигли единой позиции по этому вопросу. РФ всегда настаивала на повышении квот по согласованному в апреле 2020 года графику. В свою очередь саудиты призывают активнее реагировать на возможные риски.

На прошлой неделе президент Владимир Путин и наследный принц королевства Мухаммед бен Сальман дважды провели телефонные переговоры. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отрицал наличие «разногласий». Он назвал участившиеся контакты двух стран «взаимодействием» по стабилизации рынка.

По мнению экспертов, решение о квотах будет принято в последний момент. Слишком много неопределенностей мешают сделать это заранее.

В их числе выборы президента США, которые могут изменить международную и энергетическую политику

Причем не только Штатов, но и всего мира. Также большой вопрос – разработка вакцины от коронавируса и распространение второй волны заражений.

Автор Алексей Никоноров

Источник  365info.kz