Когда миру пророчат голод, сельское хозяйство становится наиважнейшим сектором экономики. Прокормит ли себя Казахстан?
В Казахстане 200 млн гектаров характеризуются как сельскохозяйственные земли. 180 млн гектаров пригодны для сельского хозяйства – страна на пятом месте в мире по этому показателю. Почти половина населения живёт в сельской местности и может работать на полях. И всё же по целому ряду продуктов республика находится в продовольственной зависимости, и отказ от импорта невозможен , сообщает stanradar.com.
Почему план по продовольственной безопасности обернулся набором благих устремлений, разбирался Informburo.kz.
Колбаса, творог, яблоки, сахар, рыба – всё завозное
Торговые сети и рынки с весны отмечают ажиотажный спрос на продукты. Казахстанцы скупают крупы, муку, сахар. Насколько увеличился спрос, продавцы сказать не могут. В очередях люди говорят о резком росте цен и ожидают дефицита продуктов питания.
"Иллюзия изобилия растворилась, – громко говорит женщина возле полок с крупами в одном из алматинских супермаркетов, – выбора всё меньше и меньше".
"Берите то, что ещё продают, – невозмутимо парирует мужчина с полной тележкой продуктов. – Скоро и это может стать дефицитом".
Между тем, по официальным данным, республика обеспечивает себя продовольствием на 85%, об этом заявлял министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев. Правда, при этом министр уточнял, что по таким продукты как мясо птицы, колбасы, сыры, творог, яблоки, сахар, рыба Казахстан зависим от импорта.
В марте, когда люди выстраивались в очередь за стремительно дорожающим сахаром, министр Карашукеев докладывал правительству, что "вопрос продовольственной безопасности является одним из главных условий обеспечения национальной безопасности страны". На этом заседании глава Минсельхоза раскрыл детали "Плана продовольственной безопасности на 2022-2024 годы", разработанного в соответствии с поручением главы государства.
"План состоит из трёх основных разделов, в которых предусмотрено исполнение 31 мероприятия, в том числе 18 мероприятий – по обеспечению физической доступности, 6 мероприятий – по обеспечению экономической безопасности и 7 мероприятий – по обеспечению безопасности и качества продукции", – доложил Карашукеев.
Про этот план из 31 мероприятия президент 14 июля сказал, что "вместо конкретного алгоритма действий мы видим только набор благих устремлений".
Реальные проблемы и набор благих устремлений
По плану Минсельхоза, в течение трёх лет должна быть проведена диверсификация в растениеводстве путём увеличения площадей масличных культур с 3 до 3,5 млн гектаров, картофеля – с 200 до 215 тысяч гектаров, кормовых – с 3,6 до 4,2 млн гектаров.
"Реализация инвестиционных проектов по хранению картофеля, овощей и фруктов позволит увеличить мощности хранения в 2022 году на 98,3 тысячи тонн, 2023 году – 104,5 тысячи тонн, 2024 году – 19,6 тысячи тонн", – отметил тогда Карашукеев.
Но в реальности ситуация складывается по-другому, и об этом говорят фермеры. Острый дефицит свекловичного сахара казахстанского производства – прямое тому доказательство. Фермеры не очень-то хотят заниматься свёклой, несмотря на обилие госпрограмм и вроде бы острой заинтересованности профильного министерства.
Люди бегут из традиционных полеводческих районов – работа тяжёлая, заработки (по меркам города) низкие, рисков много.
"Посадишь свёклу, а ей нужен полив. Идешь в акимат, там говорят: "Подожди, ты в очереди 23-й". Как объяснить свёкле про очередь на полив, когда солнце печёт нещадно?" – задают фермеры риторический вопрос.
Впрочем, полив – не единственная проблема, которая требует решения. Несмотря на то что почти половина населения живёт в сельской местности, работать на полях некому. Раньше, как рассказали фермеры, работать в поле приезжали школьники, студенты, даже научные сотрудники. Теперь такой практики нет. Более того, сельская молодёжь устремилась в крупные города в поисках заработков.
"Соберёшь урожай, сдашь заводу, а деньги получишь месяца через три-четыре. Мало кто хочет работать на таких условиях", – рассказали аграрии.
Имея плодородные поля, крестьянские хозяйства зачастую не имеют плодо-овощехранилищ, поэтому урожай им необходимо продать как можно скорее. Чтобы закрыть кредиты и выдать людям зарплату, фермеры вынуждены отдавать взращенный потом и слезами урожай за бесценок.
"Во многих хозяйствах отсутствуют современные картофелехранилища для хранения выращенного объёма картофеля. Это вынуждает осенью сдавать продукцию по низкой цене посредникам", – говорится в аналитической записке "Новые перспективы семеноводства картофеля в Казахстане", опубликованной на сайте "Агромарт".
В этом контексте интересна история с сахаристостью свёклы. Поясним, сахаристость свёклы имеет первостепенное значение для выхода сахара. Несколько лет назад у фермеров с заводами по производству сахара возник спор на тему этого показателя: как считали крестьяне, показатель сахаристости лабораториями на сахарных заводах сильно занижался. Тогда фермеры купили оборудование, чтобы самими проверять показатель, но… надобность в этом немедленно отпала – заводы установили единую цену на свёклу независимо от сахаристости.
Проблемы фермеров, которые требуют решения, можно перечислять бесконечно долго. Подавляющее большинство хозяйств используют морально и физически устаревшую сельскохозяйственную технику (25 лет и более).
"Наш рынок удобрений критически зависит от импорта и нескольких отечественных производителей. Вдобавок недавняя проверка выявила факты завышения цен для отечественных аграриев", – отметил президент, критикуя план Минсельхоза. Фермеры бы к его словам добавили, что те удобрения, которые закупаются в России и Беларуси, к местной почве не очень подходят.
Ещё одна проблема, о которой не очень-то охотно говорят аграрии, – это завышенные ожидания. Каждый год фермеры планируют получить урожай с гектара намного выше, чем получают в итоге. Отсюда и искажённая статистика, которая показывает цифры, значительно выше реальных. Урожай вроде на бумаге есть, но по факту есть кредит, взятый под большой урожай.
Исследование: страна для аграриев
Казахстан считают страной, которая мало что производит и зависит от продажи нефти. А между тем 80% территории страны характеризуются как сельскохозяйственные земли.
"Однако, из этой территории только 40%, или 96 млн гектаров, используется в сельскохозяйственном обороте, согласно официальной статистике", – говорится в "Маркетинговых исследованиях сельского хозяйства Казахстана" проведенных ИМСИ Elim.
Авторы исследования пишут: "Большие колебания в урожайности в отдельные годы наблюдаются не только из-за неблагоприятных погодных условий, но и из-за довольно низкой технологической оснащённости отрасли почти во всех производственных этапах, включая послеуборочные процессы. Процессы переработки и реализации продукции как на местном, так и зарубежных рынках также требуют улучшения. К примеру, в Казахстане перерабатываются всего 2-3% от всего объёма произведенной продукции овощеводства и плодоводства. Тем не менее, несмотря на довольно низкую долю переработки сельскохозяйственной продукции, Казахстан входит в число крупнейших производителей и экспортёров зерновых культур и муки. По экспорту муки страна занимает лидирующую позицию на мировом рынке".
"В растениеводстве субсидируется производство и переработка зерна, свёклы, хлопчатника, подсолнечника. В целях повышения урожайности государством также субсидируется использование удобрений, веществ используемых для борьбы с вредителями посевов. Для стимулирования интенсивного обновления машинно-тракторного парка государством субсидируется приобретение сельскохозяйственной техники, предоставляются льготные кредиты", – говорится в документе и, более того, делается вывод: "Анализ говорит о том, что сельское хозяйство является приоритетной отраслью для государства, продукция которой имеет стабильный спрос среди потребителей".
И вот на этом фоне президент говорит, что опасается за развитие агропромышленного комплекса, даёт поручение внедрить механизм льготного кредитования на сельхозтехнику за счёт средств "Оператора РОП", обеспечить фермеров семенами, удобрениями и стимулировать агронауку..
Источник stanradar.com.