8 июня Марат Карабаев был освобожден от должности министра транспорта Казахстана. Чуть меньше месяца назад он получил выговор от Касым-Жомарта Токаева. Президент публично выразил недовольство состоянием транспортной сферы. Она действительно сталкивается с нарастающими проблемами, охватывающими сразу несколько направлений – от технической изношенности инфраструктуры до дефицита квалифицированных кадров,сообщает tengrinews.kz.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney
На фоне регулярных происшествий в пассажирских перевозках и волны общественного недовольства ситуация в отрасли перестала быть делом лишь профильных ведомств и вышла на уровень высшего государственного внимания.
Редакция разбирается в том, что такого происходит в транспортной сфере, что министр транспорта был даже уволен; в чем причины аварий и других происшествий; каково состояние инфраструктуры при высоких ценах на билеты и что предпринимают власти для решения проблем.
Проблема, которую все чувствуют
В казахстанских СМИ достаточно регулярно появляются публикации, связанные с инцидентами на транспорте. Только за последние несколько лет произошло множество громких и даже шокирующих случаев, связанных с нарушениями безопасности и угрозой жизни людей.
Вот только некоторые из таких примеров.
Железные дороги
22 апреля общественность Казахстана потрясла новость о трагическом инциденте в поезде Кызылорда – Астана, где женщина выбросила новорожденного ребенка из окна вагона. В данный момент расследованием занимается полиция, возбуждено уголовное дело.
В этом же месяце в социальных сетях активно обсуждают другой инцидент, произошедший в поезде, на маршруте Кызылорда – Петропавловск. Девушка, путешествовавшая одна, столкнулась с домогательствами проводника. Он приближался к ней, пытался трогать лицо и звал в тамбур, обещая, что "не даст спать ночью". Когда казахстанка пожаловалась старшему проводнику, ей начали задавать вопросы, словно допрашивая, но никаких реальных действий с его стороны не последовало.
Еще один случай, который стал резонансным, произошел в прошлом году, 2 августа, в поезде, ехавшем из Усть-Каменогорска в Алматы. Пассажир умер от жары в вагоне. Его жена пыталась спасти мужчину, выведя в тамбур, но это не помогло. Свидетели отмечали, что в вагоне не было аптечки, а у медиков на станции Сарыозек – носилок. Они забирали тело в одеяле.
Пассажиры регулярно выражают недовольство качеством обслуживания и безопасностью в поездах. То и дело возникает общественная дискуссия о том, что нужно улучшать перевозки на железной дороге Казахстана.
Авиаперевозки
27 декабря 2019 года самолет Bek Air потерпел крушение вскоре после взлета из Алматы. Он не смог взлететь, выкатился со взлетно-посадочной полосы и врезался в жилой дом, который стоял слишком близко к территории аэропорта. На борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа; 12 человек погибли. Впоследствии, в 2021 году, местные чиновники и риелтор были осуждены за незаконную продажу земли в районе катастрофы. В 2022 году были осуждены и другие чиновники – за аналогичные преступления, связанные с землей вблизи аэропорта.
В марте 2024 года расследование крушения было завершено, однако в конце года поступила информация о возможном его возобновлении из-за обращения сотрудника авиакомпании.
7 марта 2025 года в Алматы вооруженный ножом мужчина взял в заложники сотрудницу аэропорта. Нападавший был задержан спустя семь минут благодаря героическому поступку обычного гражданского мужчины, предложившего себя вместо заложницы. Полиция и служба безопасности аэропорта участвовала только в задержании подозреваемого. По данному факту возбуждено три уголовных дела.
Спустя два месяца произошла еще одна трагедия – ребенок скончался после перелета в Алматы. Из-за недопонимания между службами аэропорта и авиакомпанией он был транспортирован неправильно и не получил необходимой медицинской помощи. Суд установил, что авиакомпания знала о его тяжелом состоянии, но не проинформировала аэропорт, что нужен реанимобиль. Это привело к гибели ребенка, который страдал кератитом и впоследствии был госпитализирован с тяжелыми осложнениями, а позже скончался.
Наверняка казахстанцы вспомнят и другие происшествия и трагедии, связанные с авиа- и железнодорожными перевозками. Более полную картину с ситуацией на транспорте отражает статистика.
Статистика происшествий
В конце мая Бюро национальной статистики Казахстана опубликовало обновленную информацию по аварийности на транспорте. Данные заканчиваются 2024-м, поскольку отчеты публикуют по происшествии годового периода. Тем не менее, данных для анализа достаточно.
Происшествия в авиасфере
Несмотря на то, что в Казахстане авиакатастрофы происходят нечасто, по данным бюро, всего с 2019 по 2024 год в стране произошло 340 инцидентов на воздушном транспорте – вот как это выглядит в разрезе по годам:
- 2019 год – 102,
- 2020 год – 53,
- 2021 год – 36,
- 2022 год – 47,
- 2023 год – 58,
- 2024 год – 44.
Из общего количества происшествий: девять крушений самолетов, 20 "серьезных инцидентов" и только 15 происшествий без человеческих жертв.
Всего с 2019 по 2024 год в авиапроисшествиях погибли 64 казахстанца, из них – 10 членов экипажа и 35 пассажиров. Были ранены 76 человек, из них – четыре члена экипажа и 23 пассажира.
Железные дороги
В сфере железнодорожных перевозок ситуация выглядит сильно хуже. По данным госоргана, с 2019 по 2024 год в Казахстане произошло 6 515 происшествий, связанных с ж/д транспортом – вот как это выглядит в разрезе по годам:
- 2019 год – 925,
- 2020 год – 967,
- 2021 год – 1 178,
- 2022 год – 989,
- 2023 год – 1 134,
- 2024 год – 1 322.
Из перечисленных происшествий было 1 656 случаев схода поездов с рельсов, 12 из них – по причине крушений и одна авария. Также было зафиксировано 443 случая наезда на людей. С 2019 по 2024 год 241 казахстанец погиб из-за происшествий на железной дороге, ранены 262 человека.
Получается, всего за шесть лет в авиа- и железнодорожных происшествиях погибли 305 казахстанцев.
Также есть проблемы в сфере автомобильных перевозок, включая качество дорог и автопарка. Не говоря уже о грузоперевозках и транзите.
Фото: Depositphotos.com
Критика от Президента
Как уже упоминалось, на проблемы в транспортной сфере обратил внимание даже Президент. Причем это произошло на заседании Совета безопасности. Касым-Жомарт Токаев выразил недовольство состоянием транспортной сферы, ссылаясь на системные проблемы и недостаточное исполнение планов. Он отметил сложности с пропуском грузов на границе, неудовлетворительное состояние многих пропускных пунктов и отставание от графика крупных инфраструктурных транзитных проектов. Тогда-то, 14 мая, министр транспорта (теперь уже бывший) Марат Карабаев получил выговор за упущения в работе.
Примечательно, что за месяц до заседания Совета безопасности Карабаев на личной встрече с Президентом докладывал о достижениях в транспортной сфере. А после выговора заявил, что как политический государственный служащий не вправе обсуждать решения Президента.
"Мы все вместе будем работать над тем, чтобы своевременно и качественно исполнить те поручения Президента, которые поставлены перед нами. Как первый руководитель госоргана, я буду прилагать все усилия, чтобы оправдать оказанное мне доверие", – отметил он.
Но с заседания Совбеза не прошло и месяца, как Марата Карабаева освободили от должности указом Президента. На этом посту он проработал чуть меньше двух лет, с сентября 2023 года.
Почему люди умирают, а техника ломается
Стоит разобраться в причинах такого состояния сферы транспорта и перевозок. Так, ответы на часть вопросов можно найти, например, в отчете транспортной прокуратуры Казахстана за 2024 год, который включал в том числе анализ аварийных инцидентов. Прокуроры отметили три ключевые проблемы всей транспортной инфраструктуры республики.
Износ техники
Первая проблема – общая изношенность инфраструктуры, недостаточный уровень технологического развития.
Согласно данным Министерства транспорта, 57 процентов железнодорожных магистралей требуют ремонта, а устаревший локомотивный парк КТЖ составляет 61 процент, в то время как пассажирские вагоны нуждаются в обновлении на 42 процента.
В результате проверок прокуратуры закрыты 29 магистральных путей общей протяженностью около 300 километров за нарушения безопасности. Также отменена государственная регистрация и запрещена эксплуатация 396 грузовых вагонов из-за несоблюдения сроков сертификации.
Также в 2023-2024 годах транспортными прокурорами было внесено более 20 актов надзора, что привело к привлечению 30 сотрудников нацкомпании "КазАвтоЖол" к ответственности за ненадлежащую подготовку к зимнему периоду.
Примечательно, что в ответе на официальный запрос редакции по этой теме Министерство транспорта сообщило, что железнодорожный транспорт "обновляются регулярно". По их данным, в 2024 году было закуплено 143 новых вагона, а в 2025 году планируется приобрести еще 226. До 2030 года ведомство хочет обновить 90 процентов вагонов или 873 штуки.
Аналогичный ответ госорган дает и по сфере авиации. Так, в министерстве утверждают, что в 2024 году было закуплено 10 новых самолетов, в начале 2025 года – еще пять, а до конца года ожидается еще 11. По планам к концу 2025 года будет обновлено 118 самолетов, а к 2030 году – 221.
Дефицит специалистов
Вторым проблемным вопросом транспортной сферы республики остается дефицит квалифицированных специалистов.
Так, к примеру, в отчете транспортных прокуроров говорится, что расследование крушения самолета Bek Air затянулось больше чем на пять лет из-за недостаточного профессионализма сотрудников Управления по расследованию авиационных происшествий. В ответе на вопросы редакции надзорный орган добавил, что лишь один из шести специалистов там обладал необходимым опытом.
Кроме того, внимание было уделено состоянию приаэродромных территорий. В результате проверок обнаружили 12 незаконных свалок вокруг аэропортов в крупных городах, включая Астану, Алматы и Шымкент. Как результат, внесены изменения в правила градостроительного проектирования для учета приаэродромных территорий в генеральных планах.
За последние два года транспортная прокуратура провела 25 проверок в авиационной сфере, выявив более 110 нарушений. Рассмотрено 34 акта надзора, в результате чего 35 человек привлечены к дисциплинарной и 36 к административной ответственности.
Отсутствие правовой базы
Еще одна системная проблема – это недостаточность либо отсутствие правовой базы, соответствующей современным требованиям отраслевой безопасности. Важные процессы остаются без должного нормативного регулирования, что вынуждает компании действовать по собственным правилам. В частности, предполетная подготовка самолетов регулируется разрозненными техническими регламентами.
Кроме того, в железнодорожной отрасли такие важные аспекты, как ремонт подвижных составов и установление квалификационных требований к предприятиям ремонта, до сих пор регулируются внутренними актами КТЖ. Это противоречит закону, который требует нормативно-правового регулирования.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Кто отвечает за безопасность в транспортной сфере?
Еще до ухода с поста Карабаева редакция обращалась в Министерство транспорта за разъяснениями по поводу того, кто отвечает за безопасность пассажиров. В госоргане ответили: специализированные службы авиационной безопасности в аэропортах, совместно с полицией и спецслужбами, следят за ситуацией и действуют в соответствии с национальной программой авиационной безопасности. В случае реальной угрозы теракта может быть введена дополнительная проверка на входе в терминал, однако в настоящее время это не требуется.
Безопасность на железнодорожном транспорте, согласно ответу Минтранса, обеспечивают все участники процесса, включая перевозчиков и владельцев инфраструктуры. По их словам, инспекции транспортного контроля регулярно проверяют состояние вагонов и работу персонала, а за состоянием путей следит государственный орган. В случае происшествий проводятся дополнительные проверки.
Контроль за работой проводников осуществляется мобильными группами и специальными инспекциями. Нарушения фиксируются в служебных записках, и в отношении виновных лиц принимаются меры, включая штрафы или увольнение.
"Эти меры направлены на поддержание высокого уровня безопасности и предотвращение инцидентов как на земле, так и в воздухе", – утверждается в ответе Минтранса.
А кто контролирует тех, кто контролирует вопросы безопасности?
Главным надзорным органом в этой сфере является транспортная прокуратура. Это специализированный орган Генеральной прокуратуры, который следит за соблюдением законов в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. Гражданскому обществу важно знать, кто может помочь в наведении порядка в сфере перевозок. Так, стоит отметить, что этот прокурорский орган имеет следующие полномочия, определенные законом:
1. Надзор
Транспортная прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, работающими в сфере транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный. Она контролирует выполнение законов и нормативных актов, предотвращает и выявляет нарушения, анализирует причины их возникновения и добивается их устранения.
2. Реагирование
При выявлении нарушений прокуратура вносит представления, протесты и предписания для их устранения. Она может требовать отмены незаконных решений или действий и приостанавливать их исполнение, если они нарушают права граждан или организаций. При необходимости она инициирует возбуждение административных и уголовных дел, участвует в судебных процессах для защиты интересов государства и граждан.
3. Проверки
Прокуратура проводит проверки по обращениям граждан и организаций, а также по собственной инициативе при наличии подозрений о нарушении закона. Она назначает экспертизы, требует проведения проверок от других органов и привлекает специалистов для участия в этих проверках, обеспечивая безопасность.
Транспортная прокуратура также взаимодействует с другими государственными органами и частными структурами:
- с МВД – по вопросам расследования преступлений и обеспечения безопасности на транспорте;
- с Министерством транспорта (или Министерство индустрии и инфраструктурного развития) – по нормативному регулированию и контролю в транспортной сфере;
- с КТЖ (АО "Қазақстан темір жолы") – по соблюдению законодательства в железнодорожных перевозках;
- с судами – для представления интересов государства в делах, связанных с нарушениями в транспортной сфере;
- с акиматами – при необходимости взаимодействия на местах;
- с Агентством по защите и развитию конкуренции – по недопущению монополизации и защите прав предпринимателей;
- с другими правоохранительными органами – для совместных проверок и расследований.
В качестве примера их деятельности можно привести тот факт, что при расследовании авиапроисшествий они выявили недостатки в правовом и техническом регулировании безопасности. В ответе на обращение редакции прокуроры заявили, что добились регламентации многих процессов, например, предполетной подготовки воздушных судов. Также в транспортной прокуратуре сообщили, что недавно закончили комплексную проверку всех аэропортов страны и представят результаты в акте прокурорского реагирования в адрес профильных ведомств.
Но транспортная прокуратура взаимодействует не только с госорганами. Обратиться туда могут и граждане, которые считают, что их права как пассажиров или других участников транспортной сферы были нарушены.
Что касается не только безопасности, но и других неприятностей, с которыми сталкиваются пассажиры. Так, к примеру, транспортная прокуратура подчеркивает, что добилась изменений в законодательстве, касающихся овербукинга. С этого года авиаперевозчики несут административную ответственность за продажу билетов сверх количества мест на борту.
Фото: ©️ Tengrinews.kz / Турар Казангапов
Цены на билеты: "откровенная жадность"
Конечно, людей не может не волновать, что при таких проблемах в транспортной сфере билеты стоят недешево и постоянно дорожают. При этом есть и их дефицит.
Билеты на поезд
К примеру, в мае 2023-го сообщалось, что цены на железнодорожные билеты в Казахстане за год выросли почти на 27 процентов, а в Шымкенте – почти на 80 процентов. Жители области Жетысу также ощутили значительное повышение цен, что вызвало недовольство.
Летом 2023 года казахстанцы столкнулись с дефицитом железнодорожных билетов, особенно на популярные туристические направления, например, на озеро Алаколь. Пассажиры отмечали, что билеты раскупаются в первые часы после открытия продаж, а тем, кто не успел, приходится искать альтернативные способы передвижения, включая такси, что значительно дороже.
Авиабилеты
В сентябре 2023 года депутат Ержан Бейсенбаев раскритиковал ценовую политику лоукостера FlyArystan. Он напомнил, что при создании компании обещали билеты по цене не более 10 тысяч тенге, однако на практике на таких направлениях, как Астана – Актобе и Алматы – Атырау, она колеблется от 37 до 97 тысяч. Депутат отметил, что цены FlyArystan сопоставимы с другими авиакомпаниями, несмотря на заявленный статус лоукостера.
Спустя год депутат Мажилиса Ерболат Сатыбалдин направил запрос министру транспорта. Он возмутился резким ростом цен на внутренние авиарейсы, приведя в пример, что стоимость перелета Астана – Актау достигает 60 тысяч тенге, а на направлениях Астана – Семей, Жезказган и Талдыкорган варьируется от 21 до 60 тысяч тенге. Депутат обвинил авиакомпанию Qazaq Air в спекуляции, заявив, что при неизменных затратах на топливо и услуги аэропорта цены на билеты увеличиваются в три раза, что он назвал "откровенной жадностью".
Может ли Минтранс контролировать цены на билеты?
В ведомстве ответили, что никак не контролируют цены на билеты. Так, по словам пресс-службы Минтранса, их определяют сами авиакомпании. Государство вмешивается только в том случае, если перевозчики нарушают правила конкуренции. В остальных случаях используется динамическое ценообразование: стоимость перелетов зависит от спроса, времени года, типа самолета и других факторов.
Похожая ситуация складывается и с поездами. В официальном ответе редакции сообщили, что в Казахстане есть два типа маршрутов: социально значимые (важные для населения) и коммерческие. В первом случае цены устанавливает государство, чтобы билеты были доступными. Во втором цену определяет ж/д перевозчик – здесь цена тоже зависит от спроса, сезона и других факторов.
"Рост цен на коммерческих направлениях – результат рыночных условий", – заключили в министерстве.
Источник tengrinews.kz