Прошлую неделю можно отметить как конец эры социальных сетей, которая началась с появлением Friendster в 2003 году, сформировала два десятилетия роста Интернета и теперь завершается развертыванием в Facebook масштабного редизайна, похожего на TikTok , сообщает psm7.com.
В модели социальной сети, которая использовала смартфоны для формирования цифрового опыта миллиардов людей, отслеживание постов друзей в Интернете занимало большую часть проведенного пользователем времени. Теперь Facebook формирует нашу онлайн-жизнь на основе алгоритмически отсортированных предпочтений миллионов незнакомцев по всему миру.
Именно так TikTok сортирует видео, которые показывает пользователям, и именно так Facebook теперь будет организовывать вкладку Home. Доминирующий игрок в социальных сетях трансформируется в своего рода цифровые средства массовой информации, в которых реакции полчищ анонимных пользователей, обработанные с помощью машинного обучения, определяют выбор контента для наш. Facebook и его конкуренты называют это «двигателем открытий» (discovery engine), потому что алгоритм надежно выдает рекомендации постов, которые могут привлечь ваше внимание.
Это именно то, что сейчас предпочитают молодые пользователи, и именно в этом Facebook ожидает роста своего бизнеса, теперь, когда новые правила конфиденциальности от Apple и угрозы регуляторов по всему миру сделали его существующую модель таргетинга рекламы рискованной.
Спустя примерно десять лет после финансового кризиса 2008 года социальные сети во главе с Facebook (а Twitter играл важную второстепенную роль) доминировали в культуре и экономике Интернета. Их восхождение сопровождалось большими надеждами на то, что они смогут дать волю демократическим силам и свободу самовыражению во всем мире.
Но их основное влияние проявилось в трансформации медиаиндустрии и бизнеса цифровой рекламы. Facebook превзошел конкурента MySpace и поглотил или переиграл таких соперников, как Instagram и Snapchat, превратив простой «социальный граф» человеческих отношений в машину для зарабатывания денег, которая помогла предприятиям, особенно небольшим компаниям, таргетироваать дешевую рекламу со сверхъестественной точностью.
Конкуренты пытались, но не смогли победить Facebook в игре социальных сетей — тот же Google, с многочисленными забытыми попытками от Orkut до Google+. По мере того, как прибыль росла и Facebook пробивался в эксклюзивный клуб гигантов больших технологий наряду с Google, Apple, Microsoft и Amazon, росли и проблемы.
Количество друзей в Facebook и отметок «Нравится» превратили человеческие отношения в соревнование обезличенных метрик. Гонка за показателями стала рутиной, поэтому с 2009 года новостная лента Facebook по умолчанию использовала алгоритмическую, а не хронологическую сортировку. Это побудило многих пользователей, особенно политические организации, попытаться обмануть алгоритмы Facebook. Со временем, как утверждают критики, эта тенденция стала движущей силой экстремизма, дезинформации, разжигания ненависти и преследований.
По мере того, как соцсеть внедряет свои изменения — быстро в мобильных приложениях, «позже в этом году» — для пользователей компьютеров/браузеров — Facebook запустила вкладку «Feeds», где отображаются посты друзей или групп, в которых пользователь состоит. Эти посты упорядочены в хронологическом порядке, как давно хотели некоторые пользователи.
Данный шаг также помогает Facebook избежать обвинений в предвзятости при сортировке постов и позволяет компании опережать регулирующие органы, которые угрожают ограничить ее алгоритмы. Но эпоха, когда социальные сети служили для большинства пользователей основным средством взаимодействия в Интернете, уходит в прошлое. Это относится и к Twitter, главному уцелевшему западному конкуренту Facebook. Twitter так и не нашел надежной бизнес-модели, что открыло возможность для предложения Илона Маска о приобретении. Каким бы ни был исход судебной тяжбы, будущее Twitter в лучшем случае туманно.
Руководство Meta теперь стремится продолжать раскручивать Facebook, чтобы генерировать деньги, необходимые для субсидирования их десятилетнего плана по созданию метавселенной, где, возможно, социальные сети возродятся в 3D-интерфейсе.
Мессенджеры будут продолжать развиваться и существовать как центральный канал для частного общения и общения в небольших группах. К слову, Meta также владеет значительной долей этого рынка благодаря Facebook Messenger и WhatsApp.
В другой плоскости медиа-спектра «двигатели открытий», которыми управляют TikTok и Meta, будут сражаться с потоковыми сервисами, чтобы привлечь данные миллиардов пользователей по всему миру и продать эту информацию рекламодателям.
Данное противостояние оставляет вакуум посередине — пространство форумов, специализированных групп и небольших сообществ, которые впервые вызвали ажиотаж вокруг внедрения Интернета в эпоху до Facebook. Закат социальной сети может открыть новое пространство для инноваций на этой территории, где уже начинают процветать относительные новички, такие как Discord.
Источник psm7.com