Экономические показатели Китая за последний год были настолько разочаровывающими, что некоторые эксперты утверждают, что пик роста уже пройден , сообщает forbes.kz .
Фото: depositphotos.com
В начале 2023 года снятие драконовских ограничений, связанных с «нулевым Covid-19», вызвало своего рода внутреннюю эйфорию, которая отразилась в резком росте потребления. Но вскоре картина омрачилась: второй квартал принес снижение экспорта, стагнацию розничных продаж, сокращение корпоративных прибылей, урезание расходов местных органов власти и ослабление жилищного сектора. Деловая уверенность китайского бизнеса резко упала, а иностранные компании были напуганы. В ноябре Китай зафиксировал первый в своей истории квартальный дефицит прямых иностранных инвестиций.
Несмотря на это, в этом году экономика Китая, вероятно, вырастет как минимум на 5% – вполне приличный темп по международным стандартам. Что еще более важно, у Китайской экономики еще много топлива в баке: рекордно высокий уровень сбережений означает, что у нее по-прежнему много дешевого финансирования для инвестиций и инноваций.
Китай уже инвестирует значительные средства в такие технологии, как возобновляемые источники энергии, электромобили и искусственный интеллект, которые будут формировать мировую экономику в ближайшие десятилетия. Китай уже стремительно развивает свой потенциал в развивающихся технологиях, таких как термоядерный синтез, квантовые вычисления, квантовая связь и фотонные полупроводники. Мы знаем, что эта стратегия работает: другие успешные экономики, такие как Япония в 1970-х и 1980-х годах, доказали это.
Однако Китай действительно сталкивается с препятствиями для экономического роста. Геополитическая напряженность – в частности, стремление Соединенных Штатов «отделиться» от Китая в экономическом плане – препятствует притоку прямых иностранных инвестиций и подталкивает компании к диверсификации производства за пределами Китая. Но вместо того, чтобы полностью уйти из Китая, многие иностранные компании принимают стратегию «Китай+1», открывая новые объекты в третьей стране, сохраняя при этом свои операции в Китае.
Причина проста: Китай, на долю которого приходится 30% общей добавленной стоимости мирового производства (что примерно соответствует доле Германии, Японии и США вместе взятых), по-прежнему предлагает компаниям огромное преимущество по издержкам. Добавьте к этому огромные избыточные мощности, и обрабатывающий сектор Китая продолжит процветать. Фактически, единственное к чему в итоге приведут усилия Америки по разъединению – так это подтолкнут Китай к ускоренному развитию собственного зарубежного производственного потенциала, как это сделала Япония в 1980-х годах.
Вероятное влияние неблагоприятных демографических тенденций на долгосрочный экономический рост также преувеличено. Да, население Китая стареет и быстро сокращается. Но поскольку ИИ позволяет автоматизировать все большее количество задач, производительность будет расти, а спрос на человеческий труд будет падать. Вместе с повышением уровня образования это должно с лихвой компенсировать сокращение рабочей силы – возможно, даже создавая противоположную проблему: слишком малое количество рабочих мест.
Итак, чем же объясняется медленное восстановление Китая после пандемии Covid-19? Ответ кроется в политике правительства.
В течение последних нескольких лет центральное правительство работало над устранением дисбалансов, которые угрожают долгосрочным перспективам экономического роста Китая – начиная с огромных долгов государственных предприятий, частных компаний (таких, как застройщики недвижимости) и местных органов власти. Если Китай чему-то и научился у США, так это тому, что чрезмерная финансиализация может разрушить производственный сектор страны. Именно поэтому китайские власти привержены идее сокращения доли заемных средств.
Местные органы власти являются одним из основных приоритетов на этом фронте. С 2010 года Китай провел два крупных раунда фискальной и монетарной экспансии, каждый из которых привел к резкому увеличению коммерческих долгов местных органов власти. После первого раунда, в 2014–2018 годах, центральное правительство разрешило местным органам власти выпустить долгосрочные облигации на сумму 8 триллионов юаней (1,1 триллиона долларов США), чтобы они могли погасить свои коммерческие долги – своего рода программа обмена долговыми обязательствами. Однако во время пандемии COVID-19 местные органы власти вновь были вынуждены прибегнуть к крупным займам, накопив еще больше долгов, над решением которых власти работают до сих пор.
Еще одним приоритетом центрального правительства является прекращение чрезмерной коммерциализации некоторых секторов. Рассмотрим индустрию репетиторства: семьи платят частным образовательным компаниям за внеклассные занятия в надежде дать своим детям преимущество перед сверстниками. Но эти компании установили настолько высокие цены, что родители просто не в состоянии их оплачивать, также это не приносит особой пользы ученикам, которые и так усердно учатся в школе. Поэтому в 2021 году, когда объем индустрии частного репетиторства раздулся до $120 миллиардов, власти запретили коммерческое внеклассное обучение по основным предметам.
Третий ключевой дисбаланс, который правительство Китая пытается сократить, связан с сектором недвижимости. Он просто слишком велик и на его долю приходится около четверти всех инвестиций в основной капитал в период с 2013 по 2021 год. Поскольку некоторые крупные застройщики сейчас испытывают трудности с обслуживанием своих долгов, стабилизация сектора стала одним из главных приоритетов для директивных органов.
Ни один из этих дисбалансов не представляет непосредственной угрозы экономическому росту Китая. Но их сокращение укрепит долгосрочное здоровье экономики Китая. Именно поэтому правительство Китая предпринимает смелые действия, несмотря на краткосрочные издержки. Например, с середины 2021 года продажи жилья упали примерно на 40%, во многом из-за усилий правительства по обузданию этого сектора.
Хорошая новость заключается в том, что правительство определило рост в качестве своей главной цели на этот год и начало новую экспансионистскую денежно-кредитную и бюджетную политику. В частности, благодаря тому, что монетарные власти поощряют банки к возобновлению кредитования застройщиков, есть надежда, что в этом году жилищный сектор вернется к нормальной жизни.
Автор Ян Яо
Источник forbes.kz