Если банк был лишен лицензии в Казахстане, его вкладчики могут забрать свои деньги в рамках системы гарантирования депозитов, написав соответствующее заявление, сообщает nur.kz.
Иллюстративное фото: NUR.KZ/Владимир Третьяков
Ключевые моменты
- В Казахстане все банки, кроме исламских, участвуют в системе обязательного гарантирования депозитов. Вкладчикам возвращают деньги в случае закрытия банка, но суммы выплат ограничены.
- Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) уведомляет вкладчиков о начале выплат через СМИ и интернет-ресурсы. Выплаты могут начаться через 6-8 рабочих дней после закрытия банка, хотя законодательно на это отводится до 35 рабочих дней.
- Для получения возмещения достаточно подать заявление в КФГД. Если вкладчик не обратился за выплатой в течение года, деньги перечислят на его пенсионный счет в ЕНПФ.
Все банки, работающие в Казахстане, кроме исламских, являются участниками системы обязательного гарантирования депозитов. Это значит, что в случае их закрытия вкладчикам будут возвращены их деньги.
Выплаты гарантийного возмещения при этом ограничены. Из одного банка по сберегательным вкладам в национальной валюте могут выплатить до 20 млн тенге, по картам, счетам и другим тенговым депозитам – до 10 млн тенге, а по иностранным счетам – до 5 млн тенге.
В Казахстанском фонде гарантирования депозитов (КФГД) между тем описали ключевые моменты, с которыми сталкиваются вкладчики в случае лишения банка лицензии, а также разъяснили, как действовать в таких ситуациях.
Как узнать о начале выплат
В случае лишения банка лицензии КФГД в течение 30 рабочих дней через СМИ, социальные сети и другие интернет-ресурсы заранее уведомляет вкладчиков о дате начала выплат, о банке-агенте, осуществляющем их от имени КФГД, периоде и местах выплат.
Прием заявлений начинается не позднее, чем через 5 рабочих дней после объявления об их начале. То есть законодательно установленный срок на организацию выплат возмещения после закрытия банка составляет 35 рабочих дней.
Но на практике КФГД начинает выплаты гораздо раньше. Например, по страховым случаям в 2020-2021 годах вкладчики лишенных лицензий банков получили доступ к своим деньгам уже через 6-8 рабочих дней.
Как получить гарантийное возмещение
Для того, чтобы получить гарантийное возмещение, вкладчику достаточно подать в КФГД, в том числе через выбранный им банк-агент, соответствующее заявление, шаблон которого представлен на сайте фонда, и предъявить документ, удостоверяющий личность.
Если вкладчик в силу каких-либо жизненных обстоятельств не имеет возможности лично обратиться с заявлением, то при предъявлении дополнительных документов возмещение вправе забрать его представители по доверенности, наследники и иные лица, обладающие правом на получение гарантийного возмещения (например, по решению суда).
Подать заявление можно в течение одного года с даты начала выплат. Срок его рассмотрения составляет не более 5 рабочих дней.
В случае необращения за выплатой в установленный срок невостребованная сумма будет перечислена на пенсионный счет вкладчика в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Каких-либо действий с его стороны для этого не требуется.
Но при уважительных причинах пропуска срока выплат он вправе обратиться за гарантийным возмещением непосредственно в КФГД, даже если средства уже были перечислены в ЕНПФ.
Напомним, что после поступления на пенсионные счета в качестве добровольных пенсионных взносов эти деньги будут инвестироваться и приносить доход. То же самое будет с неиспользованными выплатами по программе "Нацфонд – детям".
Автор Екатерина Сохарева
Источник nur.kz