Все ближе время, когда будет согласованы и обнародованы в окончательном варианте «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».

СПРАВКА - Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - ПРАЙМ, 17.07.2020

По последним новостям[1], удалось достигнуть консенсуса по 11 из 36 несогласованных вопросов стратегии, а сами Стратегические направления состоят из общих (концептуальных) положений и 330 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков.

Это очень важное события для стран союза и для Казахстана особенно.

Почему к этому мало внимания прессы? Ну, кроме того, что даже проекта документа нет в свободном доступе, надо отметить новый этап евразийской интеграции. Я уже несколько раз говорил – евразийская интеграция кажется «заснувшей», просто потому что ее работа перешла на узкоспециализированные вопросы, которые очень сложны для понимания и поэтому для СМИ не в формате.

К примеру, объяснить, что для простых людей значит изменение технического регламента на мягкие игрушки или механизм признания банковских гарантий при госзакупках достаточно нетривиальная задача. Поэтому евразийская интеграция перешла в формат обсуждений бизнес-консультантов, корпоративных юристов, стратегов, маркетологов, лоббистов и GR-менеджеров.

В общем, прошло время громких политических заявлений и договоров, пришло время скучных технических регламентов, правил, инструкций и стандартов.

Однако в своей статье я все же хочу обратить внимание, что в новом стратегическом документе будут очень важные вещи, которые в той или иной степени исполнятся на пространстве государств ЕАЭС и это надо анализировать.

Что уже сделано в ЕAЭС

В качестве достижений можно отметить следующее:

1. Таможенный Кодекс ЕAЭС

2. Сформулирована Цифровая повестка

3. Зоны свободной торговли с Ираном, Вьетнамом, Сингапуром, Сербией

4.Общий рынок электроэнергии

5. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся

6. Межгосударственная программа в сфере предоставления космических и геоинформационных услуг на основе национальных источников данных дистанционного зондирования Земли

7. Рекомендации по вопросам организации производства готовых лекарственных форм лекарственных препаратов, контроля качества фитопрепаратов и сырья для их производства, а также выбора торговых наименований лекарственных средств и их группировочных наименований

8. Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза

9. Соглашение о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в ЕAЭС

10. Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе

11.Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕAЭС

12. Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную продукцию

13. Соглашение об обмене таможенной информацией с КНР

14. Концепция трансграничного информационного взаимодействия

15. Концепция формирования общего финансового рынка ЕAЭС

16. Соглашение о мерах, направленных на унификацию проведения селекционно-племенной работы с сельскохозяйственными животными в рамках ЕAЭС

17. Соглашение об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках ЕAЭС


Это что я отметил из того, что знаю, на самом деле, там еще больше, но это уже не формат статьи.

Что еще не сделано в ЕАЭС

Ключевая вещь, которая не реализована – это общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Кроме того, есть проблемы с доступом на рынки России и Беларуси – там слишком много ограничений, особенно для подакцизных товаров (табака и алкоголя). У Беларуси ограничения на уровне страны, а у России на уровне регионов, которые не выполняют федеральное законодательство.

В принципе тут понятно, почему это пока тормозится – все дело в интересах крупных корпораций, как частных, так и государственных, которые являются крупными налогоплательщиками и отчасти монополистами на своих рынках. Они не хотят терять прибыль, конкурировать и поэтому давят на чиновников, чтобы те не шли на интеграцию.

Отмечу отдельно, что пока бизнес стран Евразийского экономического союза не понял пользу Суда ЕАЭС и мало туда обращается, а ведь стоило бы.

Основные направления развития ЕАЭС

Тут я возьмусь за «Декларацию о дальнейшем интеграционных процессов в рамках ЕАЭС» от 6 декабря 2018 года и выделю основные направления и на что надо обращать внимание:

1. Обеспечение максимальной эффективности единого рынка ЕAЭС и реализация его возможностей для бизнеса и потребителей

1.Полное устранение барьеров и максимальное сокращение изъятий и ограничений
2.Формирование единого рынка услуг
3. Формирование единого финансового рынка
4.Ускорение формирования общих энергетических рынков
5.Создание общих транспортных коридоров

2. Формирование «территории инноваций» и стимулирование научно-технических прорывов

1.Расширение применение цифровых технологий в государственном администрировании
2.Создание общего цифрового бизнес-пространства
3.Ускорение реализации цифровой повестки ЕAЭС
4.Обеспечение беспрепятственного пропуска интернет-трафика
5.Расширение использования национальных валют во взаимной торговле

3. Раскрытие потенциала интеграции для людей, повышение их благосостояния и качества жизни

1.Предоставление гражданам возможности свободно учиться и путешествовать в рамках государств ЕAЭС
2.Либерализация для физических лиц торговли услугами, здравоохранения, туризма и спорта

4.Формирование ЕAЭС как одного из наиболее значимых центров развития современного мира, открытого для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с внешними партнерами и выстраивания новых форматов взаимодействия

1.Развитие диалога с потенциально полезными партнерами
2.Активизация сотрудничества с интеграционными объединениями
3.Расширение представленности в международных структурах

Особенно меня радует третий блок, потому что это даст прямой эффект для людей, и они почувствуют важность интеграции для себя.

Выводы

На мой взгляд, надо понимать, что «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» окажут мощное воздействие на бизнес Казахстана и его граждан.

А это значит, как только они выйдут, нужен большой анализ их предполагаемого регуляторного воздействия и коррекция стратегий компаний, исходя из потенциальных изменений рынка. Иначе все закончится очень плохо – слабый уйдет с рынка.

Источник stanradar.com