Текущий год может стать решающим при разработке глобальной стратегии «зеленого» энергетического перехода, пишет 365info.
Страны-члены Парижского соглашения представят свои обновленные планы по сокращению выбросов парниковых газов на 26-й конференции ООН по изменению климата в ноябре 2021 года. Тем самым ознаменуется начало процесса декарбонизации экономики в мировом масштабе.
Пандемия «зеленым» не помеха
Надо отметить, что на прошедшем в апреле климатическом саммите, организованным Вашингтоном, часть государств уже обновили свои намерения по сокращению выбросов СО2.
Несмотря на пандемию, число «зеленых» стратегий продолжает стремительно расти, и это не считая уже взятых обязательства трех крупнейших мировых производителей выбросов в лице Китая, США и ЕС.
Согласно отчету Группы по анализу энергетики и климата (ECIU), на сегодняшний момент более 130 стран официально обязались или планируют выйти на углеродную нейтральность к 2050 году или раньше. При этом порядка 15 стран, которые ответственны за генерацию примерно 5% всех парниковых газов, уже имеют утвержденные обязательства по достижению нетто-нулевых выбросов.
Однако как показывают расчеты инициативы Climate Action Tracker, сумма всех представленных целей по сокращению выбросов, в том числе и по итогам климатического саммите США, пока не позволяет рассчитывать на ограничение роста средней глобальной температуры в 1,5°С к концу нынешнего столетия. Фактически, чтобы достичь нетто-нулевых выбросов к 2050 году, необходимо уже к 2030 году сократить глобальные выбросы на 45% по сравнению с уровнем 2010 года.
Подобные оценки ускорят темпы внедрения возобновляемых источников энергии, что может стать приговором для нефтегазовой индустрии. Массовое внедрение стандартов «зеленой» экономики приведет к необходимости избавляться от «углеродного следа» в производимой продукции. Таким образом,уже в ближайшем будущем можно будет наблюдать закат «нефтяной эры»
Цена на нефть – прогнозы и оценки
Краткосрочные прогнозы стоимости нефтяных фьючерсов все еще выстраиваются по восходящему тренду. Так, в мае 2021 года нефтяные котировки марки Brent приближаются к отметке в $70 за баррель.
Ралли на нефтяном рынке поддерживается за счет сохраняющегося превышения спроса над предложением, создаваемого за счет сделки ОПЕК+. В подобных обстоятельствах можно прогнозировать увеличение цены на «черное золото» до $75 за баррель уже летом текущего года.
Однако в долгосрочной перспективе не исключена реализация сценария предельно назких цен на углеводороды
Эти прогнозы согласуются с оценками компании BP, которая в своем ежегодном отчете Energy Outlook 2020 прогнозируют 80% падение потребности в нефти к 2050 г. при достижении целей углеродной нейтральности.
Пик развития альтернативной энергетики придется на 2030-2040 годы. Наиболее загрязняющие окружающую среду углеводороды будут стремительно вытесняться из мирового энергетического баланса. В связи с этим к 2030 стоимость нефти марки Brent может составить от $37 до $42 за баррель, и цена на нее и далее продолжит падать.
В результате, начиная с этого периода, у мировой нефтяной отрасли отпадет потребность в наращивании новых добывающих мощностей. Страны ОПЕК и другие крупные нетто-экспортеры нефти более не смогут сдерживать падение цен на нефть за счет ограничения предложения. К 2040 году стоимость барреля нефти будет находиться в диапазоне от $28 до $32.
ОПЕК — ставка на растущие рынки
Примечательно, что сами страны ОПЕК проявляют солидарность с пессимистичными прогнозами относительно снижения потребности в нефти у развитых государств. Так, в ежегодном World Oil Outlook аналитики нефтяного картеля отмечают, что уже в ближайшие пять лет потребление нефти странами ОЭСР начнет сокращаться. К 2045 г. спрос на нефть в развитых экономиках упадет до 34,8 млн баррелей в день (с 43 млн баррелей в день в 2020 году).
Однако, по мнению ОПЕК, вынужденное падение цен и объемов потребления нефти из-за перехода к политике климатической нейтральности будет полностью компенсировано за счет развивающихся экономик,в особенности Китая и Индии. К 2045 году страны развивающегося мира нарастят свои потребности на 22,5 млн баррелей в день — до 74,3 млн баррелей в день.
Годовой отчет Министерства энергетики США Annual Energy Outlook 2021 включает различные варианты ценообразования на нефть к 2050 году. Однако даже при негативном прогнозе стоимость углеводородов составит $48 за баррель. При этом ожидается, что при базовом сценарии цена «черного золота» к 2050 году достигнет $95.
Важно подчеркнуть, что согласно представленному прогнозу, удорожание стоимости произойдет не по причине сохранения доминирующего положения углеводородов в мировом энергобалансе. Напротив, стремительный переход к «зеленым» технологиям энергогенерации сделает нефтегазовую отрасль недоинвестируемой.
Согласно оценкам, для поддержания отрасли инвестиции в добычу нефти и газа в ближайшие 30 лет должны составить от 9 до 20 трлн долларов. Однако переток финансов на разработку ВИЭ сделает нерентабельным вложения в восполнение запасов для нефтегазодобычи.
К 2040 году источники дешевой нефти будут исчерпаны, что сделает добычу углеводородов более дорогой. Более того, удорожанию стоимости ископаемых источников топлива будет способствовать повсеместное внедрение «углеродного налога».
В результате спрос на нефть катастрофически упадет, тем самым завершив глобальный энергетический переход.
«Зеленые» налоги – новая экономическая реальность
Стратегия «чистого нуля» по выработке парниковых газов предполагает значительную трансформацию всего процесса производства, особенно если речь идет о таких товарах, как сталь, автомобили, продукты нефтегазохимии и пластмассы.
Приняв в марте 2021 года резолюцию о введении углеродного налога, или механизма таможенной углеродной корректировки (Сarbon Вorder Аdjustment Mechanism – CBAM), ЕС запустил необратимое переформатирование мирового промышленного ландшафта.
Использование СВАМ в качестве элемента продвижения климатической политики неминуемо приведет к дополнительным расходам у нефтедобывающих государств, масштабы которых могут исчисляться миллиардами долларов. Потенциальное введение механизма СВАМ может привести к снижению рентабельности поставок нефтепродуктов в ЕС в среднем примерно на 10%, если рыночная цена на сырую нефть сохранится на уровне $60 за баррель.
Хотя законопроект об «углеродном налоге» ЕС еще находится в стадии разработки, а методология расчета СВАМ пока неизвестна, первые элементы новой системы могут заработать уже к январю 2023 года. Среди кандидатов на применение налога окажутся страны с наибольшими объемами продукции с «углеродным следом».
По данным ОЭСР за 2015 год, лидирующие позиции по экспорту CO2 в ЕС оставались за Китаем (порядка 330 млн тонн) и Россией (порядка 180 млн тонн). При этом Казахстан (порядка 40 млн тонн) также был включен в список крупнейших поставщиков углеродосодержащей продукции.
Существует высокая вероятность, что ставка нового «углеродного налога» ЕС будет устанавливаться на основе цены углерода в европейской системе торговли квотами. В данном случае можно рассчитывать, что наличие национальных систем квотирования углеродных выбросов при производстве станет «ответом» стран-экспортеров природных ресурсов на требования ЕС.
Реалии Казахстана
Надо отметить, что система торговли квотами на выбросы углерода (СТВ) и «углеродный налог» распространены и за пределами ЕС. Внутренние механизмы торговли квотами, аналогичных европейским, присутствуют в Китае, Швейцарии, Норвегии и Южной Корее. В Японии существует углеродный сбор, а в США подобная система присутствует в отдельных штатах.
Правовые основы для внедрения СТВ были сформированы в Казахстане в 2013 году. Однако в 2016 году после завершения второй фазы реализации из-за несовершенств система была приостановлена. Позже, в 2018 году работа СТВ в рамках третьей фазы была возобновлена и функционирует по сегодняшний день.
Проведенный оператором государственного реестра углеродных единиц «Жасыл даму» анализ инвентаризации национальных выбросов парниковых газов показывает, что по итогам 2018 года страна увеличила объемы выбросов СО2 в сравнении с 1990 годом на 4%
Хотя согласно обязательствам по Парижскому соглашению, этот показатель должен был сокращаться.
На 2021 год общий объем квот, утвержденный в Национальном плане распределения квот на выбросы парниковых газов, составил 159,9 млн эквивалента двуокиси углерода. Для сравнения: в 2018-2020 гг. общий объем квот составил 485,9 млн единиц. Этот объем квот был бесплатно распределен для 225 установок в регулируемых сферах деятельности экономики.
Перспективы Казахстана
В данных обстоятельствах для Казахстана актуализируется задача по «линкованию» национальной СТК с зарубежными системами квотирования, а также расширению методов декарбонизации в нефтегазовом секторе.
Можно с уверенностью заключить, что стоимость квот на выбросы СО2 продолжит расти. Аналитики Morgan Stanley прогнозируют, что к 2025 году стоимость квот на выбросы углерода в ЕС повысится до €76 за тонну.
Согласно оценкам Международного энергетического агентства, именно при таких ценах станет возможна реализация целей Парижского соглашения по климату.
Очевидно, что современная климатическая повестка ставит перед странами с «углеродозависимой» экономикой, в число которых входит и Казахстан, новые сложные вызовы.
Нур-Султан взял на себя обязательства к 2030 году на 15% сократить объем выбросов парниковых газов, зафиксированный в 1990 году. Выполнение поставленной задачи невозможно без перехода на трек декарбонизации экономики.
Уже сейчас Казахстан разрабатывает Концепцию низкоуглеродного развития до 2050 года, внедряются новые методики по расчету выбросов и поглощения парниковых газов для промышленных производств и нефтегазодобычи.
Очевидно, что вне зависимости от того, по какому именно сценарию будет развиваться динамика ценообразования на нефть, перестройка экономики с включением мер по «зеленому» росту становится объективной необходимостью.
Автор Лидия Пархомчик
Источник 365info.kz