Криптовалюты – деньги будущего. Так говорят с самого момента их появления. Но, похоже, у цифровых финансов оказалось слабое место. Их майнинг требует все больше электроэнергии и уже вносит заметный вклад в глобальное потепление. В мире набирает ход кампания против криптовалют вплоть до полного запрета в некоторых странах. Впрочем, как рассказали «Профилю» эксперты, забота об окружающей среде часто служит поводом, чтобы поставить под контроль новый финансовый инструмент. Скорее всего, криптовалюты продолжат развитие, переориентировавшись на более экологичные технологии.

Україна — на першому місці за кількістю власників криптовалют — Мінфін

Действительно ли майнинг вредит окружающей среде

С технической точки зрения майнинг – это решение математической задачи по определению параметров следующего блока в блокчейн-цепи. Первый, кто добавит новый блок, получает приз в виде криптовалюты – это похоже на лотерею, в которой угадываются произвольные цифры. Расчет блоков методом Proof-of-Work, использующимся большинством валют, в том числе биткоином (составляющим две трети капитализации крипторынка), требует колоссальных мощностей.

Рост стоимости биткоина превратил майнинг в целую индустрию – еще в 2013 году в нем было задействовано больше вычислительных ресурсов, чем имеют топ-500 суперкомпьютеров мира вместе взятые. По состоянию на начало февраля текущего года на майнинг биткоина тратится 204,5 тераватт-часов (ТВт·ч) в год электроэнергии (расчеты проводит портал Digiconomist) – около 0,87% мирового потребления. Если бы биткоин был страной, то занял бы 22-е место по расходу электричества, оставив позади Таиланд, Польшу, Египет, Швецию, Украину, Аргентину... Аналитики соревнуются, придумывая оригинальные способы представить этот гигантский объем. Один пример: каждая транзакция в системе биткоина требует столько энергии, сколько хватило бы, чтобы обеспечить среднее домохозяйство в США на полтора месяца.

При этом цифры растут экспоненциально: за последний год энергозатратность майнинга выросла вдвое, с 2017 года – в 20 раз. Это же касается углеродного следа криптовалют: год назад Bank Of America оценил выбросы углекислого газа, создаваемые в результате работы биткоин-сети, в 60 млн тонн/год (больше, чем Греция). Данные за январь 2022-го – 97,1 млн тонн/год (больше, чем Кувейт).

Между тем сегодня криптовалютой владеет всего 1,5% мирового населения. Что же будет, когда, согласно прогнозам, она станет универсальным платежным средством?

Какие страны ввели ограничения на криптовалюты

Первым гонения на виртуальную валюту начал Китай. В последние годы он был главной майнинг-державой – на пике своей активности китайские майнеры генерировали 75% мирового хешрейта (вычислительной работы в криптосетях). Летом 2021-го добычу криптовалют начали запрещать отдельные регионы КНР, а осенью Пекин окончательно внес майнинг в перечень ликвидируемых отраслей. В этом черном списке чиновники собрали все, что может помешать достижению национальной цели – углеродной нейтральности к 2060 году: производство одноразовых пластиковых товаров, добыча угля в природных заповедниках и тому подобное.

Китайские запреты спровоцировали массовую миграцию майнеров в соседний Казахстан: туда перевезли 87 тыс. майнинг-установок, и национальный расход электроэнергии по сравнению с началом 2021 года подскочил на 8%. Уже в октябре в шести областях Казахстана фиксировали перебои с электричеством: из-за скачков напряжения в сети на крупных угольных ТЭС срабатывают автоматические предохранители, останавливая их работу. А 25 января во тьму погрузились юг Казахстана, Узбекистан и Киргизия (их энергосистемы взаимно интегрированы). На этом фоне казахские власти начали принудительно отключать от сети криптовалютные фермы.

Минчанину грозит 5 лет за установку криптофермы в подвале детского центра |  dev.by

Энергозатратность майнинга за последний год выросла вдвое, с 2017 года – в 20 раз

Все менее толеранты к биткоину и западные политики. В США о запретах пока не говорят, но озабоченность проявляют. Против биткоинов выступила министр финансов Джанет Йеллен («Это очень энергоемкий и бесполезный бизнес»). В январе в Палате представителей состоялись слушания по экологическим рискам криптовалют.

В Европе майнинг малоразвит из-за высоких цен на электричество. Исключение составляют некоторые регионы. Так, неожиданной точкой притяжения майнеров стало Косово, где энергия сравнительно недорогая. Это также привело к блэкаутам, и месяц назад косовские власти запретили криптовалюты на своей территории.

Еще один европейский центр криптодобычи – скандинавские страны, где энергия дешевеет во время пиковой генерации на ветровых станциях. Но даже ее «зеленый» статус не смягчил риторику политиков. «Трудно оправдать широкое использование возобновляемых источников энергии. Мы хотим, чтобы они поддерживали переход к климатически нейтральному обществу», – сообщил министр регионального развития Норвегии Бьерн Арильд Грам. В итоге Швеция и Норвегия призвали забанить добычу биткоина на уровне Евросоюза. Вице-председатель европейского финансового регулятора ESMA Эрик Теден уже поддержал эту идею.

В этом контексте наступление российских властей на криптовалюты не выглядит неожиданным. В январе Центробанк предложил запретить их оборот в РФ. Среди рисков, создаваемых цифровыми валютами, ЦБ указал «непроизводительный расход электроэнергии, ставящий под угрозу <…> реализацию экологической повестки» РФ. Правда, затем в правительстве склонились к более мягкому варианту: не запрещать, но отрегулировать. В опубликованной 8 февраля концепции регулирования об экологических издержках уже не говорилось.

Почему на самом деле запрещают майнинг

По словам международных экспертов, опрошенных «Профилем», перерасход энергии – отнюдь не главное, что беспокоит чиновников в цифровых валютах.

«Биткоин изначально был разработан как децентрализованная сеть, чтобы никто не мог контролировать систему, включая правительства, – объясняет финансовый тренер Альфио Бардолла. – Криптовалюта не подлежит цензуре, ее может использовать любой, у кого есть подключение к интернету. Никто не может помешать вам отправить или получить транзакцию».

«Запрещая криптовалюту, Компартия Китая расчищала поле для цифрового юаня, –добавляет финансовый директор и руководитель департамента торговых операций ICB Fund Чэнь Лиминь. – Экология стала удобным предлогом, ведь сосредоточение майнинг-мощностей наблюдалось в регионах с гидроэлектростанциями, где энергия в избытке. Иными словами, власти КНР могли бы ограничиться запретом добычи криптовалюты там, где используется ископаемое топливо, а не всей сферы».

Как будет дальше развиваться ситуация? Единого мнения в криптоотрасли нет. «Видимо, все больше стран в конце концов объявят майнинг вне закона или введут существенные ограничения, – считает эксперт криптобиржи StormGain Мартин Петков. – Кое-где можно реализовать идею добычи криптовалюты за счет "зеленых" источников. Например, власти Сальвадора хотят использовать энергию вулкана и создать у его подножия криптовалютный город, жители которого будут заниматься майнингом. Однако в больших масштабах такие идеи нереализуемы».

«Вероятность полного запрета майнинга мала, – возражает Чэнь Лиминь. – Опасность для государств представляют разве что попытки крупных корпораций запустить свою внутреннюю цифровую валюту, вроде Libra и Gram (несостоявшиеся криптовалюты Facebook и Telegram. – «Профиль»). Здесь регуляторы вмешиваются и воплотить идеи уже не дают. В остальном криптовалюты не несут угрозы. Конечно, их можно использовать для ухода от налогов. Но это уже вопрос эффективности работы налоговиков».

Более вероятный сценарий – применение экономических мер воздействия к криптовалютчикам, считает аналитик «Альпари» Денис Гончаров. «Для майнеров-физлиц нужно вводить тарифы на электроэнергию на уровне промышленных предприятий, а также облагать экологическим налогом, – говорит он. – В регионах, где электроэнергия наиболее дешевая, возможно создание особых экономических зон с льготным налогообложением».

Похоже, российские власти пошли по этому пути. В декабре правительство дало регионам право дифференцировать стоимость электроэнергии в зависимости от ее расхода: граждане, не уложившиеся в установленный лимит потребления, заплатят больше за каждый киловатт. В Иркутской области, которая слывет всероссийским центром домашнего майнинга, процесс был запущен раньше в судебном порядке: «Иркутскэнергосбыт» подал десятки исков к владельцам криптоферм в частных домах, добиваясь пересмотра тарифов. По состоянию на начало декабря энергетикам удалось взыскать с криптоискателей 18,7 млн рублей.

Угольная электростанция в Германии

Выбросы углекислого газа, создаваемые в результате работы биткоин-сети, по данным на январь 2022-го, составляют 97,1 млн тонн/год

Может ли майнинг стать более экологичным

Между тем вопрос о будущем криптовалют не сводится к государственному регулированию. Свою роль играет общественное мнение: энергоемкий бизнес постепенно становится репутационно невыгодным. Это ощутил на себе самый богатый человек мира Илон Маск. Год назад его компания Tesla купила биткоины на сумму $1,5 млрд и сообщила, что будет принимать их в качестве оплаты электромобилей. Получив в ответ критику, через три месяца Tesla отменила свое решение. А Маск заявил: «Криптовалюта – это хорошая идея, но она не может стоить окружающей среде так дорого».

«Озеленение» криптовалютной индустрии уже началось. «Все новые майнинговые фермы, появляющиеся в развитых странах, считают своим долгом уведомить, что они используют возобновляемые источники энергии, – так гораздо проще привлечь инвесторов, – рассказывает Чэнь Лиминь. – Кроме того, реализуются разнообразные "зеленые" инициативы. Например, американская фирма Stronghold Digital Mining выкупила убыточную угольную шахту в Пенсильвании и утилизирует угольные отходы с окружающих территорий. Затем земля передается департаменту охраны окружающей среды США. Рабочих инициатив можно придумать много».

Одна из претензий экоактивистов состоит в том, что потребляемое криптофермами электричество буквально уходит в пустоту: сложнейшие вычисления не служат полезной цели, их результаты теряют смысл сразу после завершения очередного раунда лотереи. Есть способ частично сгладить ситуацию: направлять тепло, выработанное работающим оборудованием, на общественные нужды.

В этой области есть пилотные проекты – к примеру, канадская майнинговая компания MintGreen заключила соглашение с местными энергетиками об отоплении «биткоин-дровами» жителей северного Ванкувера. В Европе продвинулись еще дальше: датское министерство климата, энергии и коммунальных услуг выпустило правила продажи компьютерного тепла в системы центрального отопления страны. Аналогичный регламент разрабатывают в Норвегии. Здесь уже речь идет о дата-центрах в целом, необязательно связанных с криптовалютами.

«В России инвестиции в подобные проекты тормозит отсутствие законодательной базы, – рассказывает бренд-менеджер криптоплатформы Oxly.io Данатар Атаджанов. – Хотя потенциал у интеграции майнинга с технологиями энергосбережения есть. В целом же в мире наблюдается тренд на укрупнение майнингового бизнеса, концентрацию вычислительных мощностей в руках основных игроков. Они априори будут выстраивать социальные отношения и внимательно относиться к экологической повестке».

Кроме того, возможен апгрейд самих технологий майнинга. Например, расчет блоков в блокчейн-цепи с помощью алгоритма Proof-of-Stake требует в тысячи раз меньше энергии. Сейчас его используют три криптовалюты, входящие в число наиболее популярных, – солана, кардано и полькадот. Летом этого года с Proof-of-Work на Proof-of-Stake планирует перейти криптовалюта эфириум, вторая по капитализации после биткоина.

«Proof-of-Work – это начальная стадия майнинга, – отмечает криптотрейдер, основатель инвестфонда Amir Capital Марат Мынбаев. – Как первые паровозы, которые ездили на угле и дровах. Но желающих использовать криптовалюты становится все больше, поэтому надо развиваться, переходя на более экологичные виды майнинга. Конечно, у алгоритма Proof-of-Stake есть свои недостатки, Proof-of-Work более справедлив, ничего умнее еще не придумали. Но это просто вопрос времени».

Автор  Иван Дмитриенко

Источник profile.ru