Не только в Казахстане ставки на съемные квартиры бьют рекорды , сообщает forbes.kz.
Цены на арендное жилье в Казахстане выросли на 47,2% в годовом выражении (сентябрь 2022 к сентябрю 2021), констатировало Бюро национальной статистики Казахстана в начале октября. Сентябрь по сравнению с августом тоже показал существенный рост - с 4029 до 4612 тенге за квадратный метр арендуемой площади. Наиболее высокие цены в стране зарегистрированы в Алматы – в среднем 5611 тенге за кв. метр (около $11). Это означает, что 40-метровая однокомнатная квартира обойдется в среднем в 225 тыс. в месяц.
Хотя факторов для роста ставок много — и инфляция, и начало учебного года, все же очевидно, что толчок ценам дал массовый въезд в Казахстан россиян — в марте, после начала войны в Украине, а затем — в сентябре, после объявления мобилизации. И хотя число въехавших на территорию республики россиян исчисляется сотнями тысяч, все же далеко не все выбрали точкой назначения Казахстан. Как в других сопредельных странах отреагировали на потоки неожиданных арендаторов?
Грузинские холмы
Согласно данным Национальной администрации туризма Минэкономики Грузии, граждане России в январе-апреле 2022 года совершили более 105 тыс. поездок в Грузию, что почти в шесть раз больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года (более 18 тыс. поездок). К июлю, по данным аналитиков, средняя запрашиваемая цена аренды в Тбилиси поднялась на 70% по сравнению с июлем 2021 года (+69,8%) и составила $8,3 за кв. м в месяц. Но это усредненные данные. Как утверждают турагенты, после первой волны миграции цены на аренду недвижимости выросли в 3–4 раза. После 21 сентября – еще в 2 раза. А вот что рассказывает непосредственный «участник событий».
Фрилансер Алмас Садыков переехал из Алматы в Грузию полтора года назад. Он обозначил несколько факторов, влияющих на недвижимость, помимо традиционного роста в туристический сезон.
- И если в Тбилиси амплитуда цен не очень большая, то у моря жилье летом всегда вырастает в два-четыре раза. В этом плане свои поправки внесла пандемия, но с открытием границ всё стало возвращаться в колею, туротрасль ожила, цены поползли вверх, - объясняет Садыков. - На этом фоне был приток белорусов после неудавшихся в их стране протестов. Они внесли определенный вклад в дефицит жилья, говорят, даже покупали квартиры в хороших районах Тбилиси и Батуми. Но, как выяснилось в феврале-марте, этот рост цен был цветочками.
«Ягодки» Алмас выразил в цифрах. В прошлом году с апреля по декабрь за хорошую квартиру с двумя спальнями в Батуми его семья платила $300 в месяц.
- Знаю, что в начале марта 2022 года она стоила уже $600. И это в Батуми далеко не сезон, так что очевидно влияние наплыва россиян (украинцев – в меньшем количестве). Причем квартира в глубине города, минут десять от моря, считается «далековато». В старом центре и близ набережной подобные квартиры до войны стоили долларов $400-500, к весне уходили за тысячу и больше – исключительно при условии долгосрочной, от полугода до года, аренды. Нормальную однокомнатную стало сложно найти меньше чем за $500 – в любой части города. Большие квартиры с видом на море или некоего премиум-уровня сдавались за $2000-3000 и больше.
Красочности «ягодке» добавил ещё один пример. Студия в 30 кв.м на первой линии, с видом на море, в очень хорошем доме стоила зимой $200; в мае - $600 помесячно; летом, в разгар сезона, посуточно - $2000 в месяц.
В Тбилиси картина несколько другая, учитывая отсутствие явной сезонности. В декабре квартира в центре с двумя спальнями тянула на $550 в месяц.
- Когда стали прибывать «весенние русские», цены подскочили в два - два с половиной раза. Особняком стоят цены в Старом Тбилиси, имеется в виду самый туристический район. Не скажу наверняка, но если обобщить: то, что зимой стоило $250-300, к лету выставлялось за $1000.
К сентябрю цены более-менее устаканились – стало меньше «обычных» туристов, а релоканты «сели» в долгосрочную аренду или даже купили жилье.
- Стало заметно осторожное снижение цен – и вот, пожалуйста. Не знаю насчет нового рывка цен, пока вижу, что снижение остановилось, - констатирует Алмас. - Вообще, Тбилиси за эти семь месяцев в целом стал дорогим городом.
Подытоживая «грузинскую сагу», можно с известной долей приблизительности сказать, что в среднем аренда в городах - «мишенях» россиян выросла в 2,5 раза.
Армянские пики
Первая волна «антивоенных» мигрантов в Армению составила 75 тыс. человек из России и около 2 тыс. - из Украины. По состоянию на 8 марта 2022 года наблюдатели фиксировали 20-процентный рост цены на аренду недвижимости в Ереване (с $700 до $1000 за двухкомнатную не в центре) по сравнению с февралем. До начала военных действий рост цен на аренду в годовом выражении (с января 2021 по январь 2022) составлял 10%.
В Ереване, как и в Тбилиси, отмечается острый дефицит свободных площадей. Оба города — миллионники, и одномоментное прибытие нескольких десятков тысяч человек очень заметно. На сервисах по недвижимости тогда было забронировано до 95% выставленного жилья.
Точно так же, как сейчас в Казахстане, в Армении искали способы снизить ставки на аренду. Так, в апреле сообщалось, что власти Армении разыскивают хозяев пустующего жилья, чтобы увеличить предложение. Минэкономики насчитало несколько десятков тысяч необжитых квартир на вторичном рынке, владельцы которых уехали за границу или просто не собирались в них жить. С помощью риелторов такие квартиры открывали и выставляли на рынок аренды.
Неизвестно, удалось с помощью таких «открытий» снизить цены, но очевидно, что после 21 сентября все усилия пошли прахом. Нынешнюю ситуацию в Ереване аналитики называют «жилищным кризисом»: на первую неделю октября на сайте Booking во всем городе были доступны всего 33 варианта размещения по ценам от $750 (отели) и $900 квартиры на семь ночей — соответственно $3000 и $2100 за месяц. На 10-17 октября сайт предлагает 312 вариантов от $390 в скромном отеле и от $400 за студию ($1560 и $1200 за месяц). Аналитики в сфере туризма называют цифры $1500–1800 за двух-трех-комнатную квартиру в месяц и $750 — за однушку. Рост, по их мнению, - 2,5-кратный.
Вот история от первого лица. Вера М. последние два года ила в одной и той же съемной квартире в Ереване. Отношения с арендодателем у нее сложились хорошие, каких-либо вопросов друг к другу никогда не возникало. Однако ситуация изменилась после того, как в Армению стали приезжать россияне и цены на аренду взлетели.
- В ходе очередного разговора хозяин квартиры поставил меня перед выбором: либо освобождаю жилплощадь, либо оплата поднимается ровно в 2 раза. Таким образом, вместо 100 тыс. драмов (около $250) она бы составила 200 тыс. драмов ($500), - рассказала Вера. - Надо учитывать, что квартиру, находящуюся далеко от центра, я арендовала фактически пустую. Мне пришлось покупать посуду, постельные принадлежности и другие необходимые бытовые товары. Кроме того, в квартире далеко не свежий ремонт и отсутствует отопление.
Вера объяснила хозяину, что квартира не стоит тех денег, которые он просит, и потому она намерена съехать. Однако при поиске нового места проживания она заметила, что цены поднялись либо наполовину, либо в два раза.
- К счастью, через пару дней хозяин вновь позвонил и предложил прийти к компромиссу. В конечном счете мы договорились поднять оплату на 50 000 драмов ($125). Но даже в таком случае мне выгоднее оставаться в прежней квартире, чем искать другую, поскольку жилье даже за 150 тыс. драмов найти крайне сложно. А ведь средняя зарплата по Армении составляет примерно 200 000 драмов, - развела руками Вера.
Польский галоп
Если в постсоветские республики едут в основном россияне, то поток беженцев из Украины хлынул в Европу. Первую волну приняла на себя Польша. К середине лета там фиксировали 40%-ный рост арендных цен — но это максимальная цифра, касающаяся студий в крупных приграничных городах и столице. В среднем квартиру в Варшаве площадью 30-45 кв. в июле можно было снять за $580-$640.
Судя по публикациям в польской прессе, главной проблемой стал не галоп цен, а дефицит на рынке аренды жилья. В начале войны количество запросов на порталах недвижимости выросло более чем на 110%. Проблема с нехваткой жилья для беженцев стала самой острой для польских властей. Госорганам пришлось создавать единую базу жилья, которое можно было предоставить беженцев, включая бесплатное, и вести политику расселения, поощряя переезд в небольшие города и села, где больше возможностей найти работу, тем более что крупные польские производственные предприятия почти всегда находятся в пределах малых городов. По информации Министерства семьи и социальной политики, к июлю в Польше нашли работу 358 тыс. граждан Украины, приехавших в страну после 24 февраля.
У гражданки Украины Людмилы Сотниковой, живущей в Тжебнице недалеко от Вроцлава, небольшая студия до февраля стоила до 1000 злотых ($200).
- Сейчас 1500-1800 злотых. Двухкомнатные до февраля сдавали до 2000, сейчас 2500-2800, трехкомнатные - чуть дороже. Думаю, это связано как с притоком беженцев, так и ростом цен на продукты. В целом на недвижимость выросли здесь в 1,5 раза по сравнению с ценами до марта.
Румынские равнины
На сайтах, посвященных недвижимости в Румынии, на удивление спокойно. Хотя, по данным местных СМИ, в период с 1 января по 31 июля 2022 квартиры и комнаты сдавались в аренду почти на 50% чаще, чем за тот же период 2021 (всего 1,123 млн человеко-ночей). Однако только 7,4% из этого числа были иностранные граждане. Возможно, дело в том, что ещё 18 февраля румынское правительство заявило: «При любом военном конфликте может произойти массовая миграция населения. Мы сейчас готовимся оказывать помощь беженцам (из Украины). Это гуманитарная обязанность».
После начала боевых действий Румыния открыла шесть центров размещения в разных городах, и значительная часть беженцев получило жилье бесплатно. В итоге к сентябрю аналитики констатировали повышение цен менее 10%, и то — в связи с началом учебного года. Так, в Бухаресте средняя сумма, запрашиваемая за однокомнатную квартиру, достигла 283 евро в августе 2022 года, что на 8% больше августа 2021 (260 евро). Квартира с двумя спальнями теперь стоит 430 евро в месяц, что на 7% больше, чем 400 евро в месяц в августе прошлого года. А расценки на студии и апартаменты даже опустились - примерно на 2,5%.
Автор Татьяна Панченко
Источник forbes.kz