В следующие три года расходы бюджета на обслуживание госдолга составят почти 6 трлн тенге.

Госдолг Казахстана снова растет

Расходы на обслуживание правительственного долга в 2023-2025 году составят 5,8 трлн тенге. Такие данные следуют из приказа минфина по утверждению бюджетных программ на 2023-2025 годы, сообщает inbusiness.kz. Отметим, проект республиканского бюджета сформирован на 2023 год в объеме 21 трлн тенге, 2024 год – 21,6 трлн тенге, 2025 год – 22,6 трлн тенге.

Если посмотреть на выплаты прошлых лет, то в 2021 году обслуживание правительственного долга обошлось бюджету страны в 977 млрд тенге, в 2022 году – 1,2 трлн тенге. Но уже начиная с этого года выплаты значительно увеличатся. Так, в 2023 году они составят 1,7 трлн тенге, в 2024 году – 1,9 трлн тенге, в 2025-м – 2,1 трлн тенге. Суммарно за три года наша страна направит на обслуживание госдолга 5,8 трлн тенге.

В целом можно увидеть, что рост расходов на погашение и обслуживание займов прогрессирует из года в год. Как указывается в заключении Высшей аудиторской палаты по оценке проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы, согласно аналитическому отчету правительства при дефицитах бюджета на уровне 3% и 2% к ВВП долг правительства к 2050 году, по оценке, увеличится до 45% и 32% к ВВП, соответственно, что в долгосрочной перспективе ставит в рисковую зону устойчивость государственных финансов.

 

Для финансирования дефицита республиканского бюджета планируется привлечь в 2023 году 5,7 трлн тенге, в том числе через заимствование: внутреннее – 4,8 трлн тенге, внешнее – 849,5 млрд тенге; в 2024 году – 5,9 трлн тенге, в том числе через заимствование: внутреннее – 5,5 трлн тенге, внешнее – 401,4 млрд тенге; в 2025 году – 6,6 трлн тенге через внутреннее заимствование.

"Как следствие, отмечается рост в 1,5 раза расходов на погашение и обслуживание займов, которые составят 20,5 % от общего объема расходов или 30% от прогнозируемого объема доходов (без учета трансфертов из Национального фонда) в 2023 году. Это значительные риски в устойчивости налогово-бюджетной системы", – подчеркивают аудиторы.

Нацфонд: тратим больше, чем копим

Сбалансированность республиканского бюджета планируется обеспечить за счет трансфертов из Национального фонда и посредством привлечения займов. Как напоминают аудиторы, с 2014 года активы Национального фонда сократились с 73,2 млрд долларов до 53,3 млрд долларов (по данным НацБанка на 1 июля 2022 года) или на 27%. В последние годы наблюдается обратная тенденция, когда использовано больше средств Национального фонда, чем поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора.

Напомним, только долг холдинга "Самрук-Казына" составляет порядка 10 трлн тенге или 18 млрд долларов. Как сообщал в сентябре прошлого года глава ФНБ Алмасадам Саткалиев, общий долг фонда составляет порядка 10 триллионов тенге. Из них большую долю составляют долги компании "КазМунайГаз", долги компании "КТЖ" и долги фонда.

"Что касается компании "КазМунайГаз", привлечены под эффективные проекты, достаточно высокая цена на нефть, никаких рисков в реализации по возврату данных долгов нет, эти проекты самоокупаемы. То же самое по проектам фонда. Долги привлекались на выкуп доли Кашагана, это основная доля в нашем портфеле", - сказал Саткалиев на брифинге СЦК.

"Тем не менее активное потребление Национального фонда не оказало влияния на снижение сырьевой зависимости экономики (основным фактором при формировании бюджета по-прежнему является цена на нефть). А в последние годы отмечалось использование средств Национального фонда также на реализацию текущих мероприятий (содержание осужденных, выплата пенсий, пособий и т. д.)", – говорится в отчете аудиторов.

По их данным, поступления в Национальный фонд от организаций нефтяного сектора при цене отсечения прогнозируются: в 2023 году – 2,2 трлн тенге, в 2024 году – 2 трлн тенге, в 2025 году – 1,9 трлн тенге. Ожидается, что гарантированный трансферт из Национального фонда будет направлен в республиканский бюджет для обеспечения социального и инфраструктурного развития.

"При этом согласно закону о гарантированном трансферте из Национального фонда предусматривалось расходование гарантированного трансферта исключительно на социальные обязательства (выплату солидарных пенсий, государственных базовых пенсионных выплат из республиканского бюджета). В связи с чем сокращение целевого трансферта из Национального фонда (в 2023 году – 1000 млрд тенге, в 2024 году – 400 млрд тенге) фактически компенсируется расширением направлений использования гарантированного трансферта в виде финансирования проектов инфраструктурного развития, что свидетельствует об отсутствии преемственности и согласованности в подходах к использованию средств Национального фонда", – говорится в документе Высшей аудиторской палаты.

Автор Майра Медеубаева

Источник inbusiness.kz