За сохранность депозитов в нашей стране отвечает Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД). За время своей деятельности КФГД успешно осуществил выплату гарантийного возмещения депозиторам 11 банков, лишенных лицензии , сообщает prodengi.kz .
Гарантия распространяется на все депозиты физических лиц, включая средства на текущих и карточных счетах, которые размещены во всех казахстанских банках и филиалах зарубежных банков (за исключением исламских банков и их филиалов).
В случае лишения банка лицензии КФГД выплачивает его вкладчикам возмещение исходя из суммы остатков на счетах и вкладах в данном банке, с учетом начисленного вознаграждения.
При этом максимальная сумма гарантии установлена законодательством в зависимости от вида и валюты депозита. К примеру, размер гарантии по сберегательному вкладу в тенге составляет не более 20 млн тенге. Подробнее с данной темой можно ознакомиться здесь.
Когда начинаются выплаты
Не позднее 35 рабочих дней с даты лишения банка лицензии. Однако на практике это происходит быстрее. К примеру, по страховым случаям в 2020-2021 годах вкладчики ликвидируемых банков Tengri Bank, Asia Credit Bank (АзияКредит Банк) и Capital Bank Kazakhstan получили доступ к своим средствам уже в течение 6-8 рабочих дней.
КФГД в обязательном порядке заранее уведомляет вкладчиков о начале выплаты. Так, в соответствии с законодательством, не позднее 30 рабочих дней с даты лишения банка лицензии КФГД размещает в официальных печатных изданиях объявление о дате начала выплаты с указанием банков-агентов, периоде и местах выплаты. Одновременно соответствующий пресс-релиз публикуется на сайте КФГД, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и банков-агента. Информация также транслируется в новостях на телевидении, появляется в интернете и в социальных сетях.
Не позднее пяти рабочих дней после объявления КФГД и банки-агенты начинают прием заявлений и выплату денег.
В течение какого времени вкладчики могут обратиться за выплатой гарантийного возмещения
Вкладчик может подать заявление в течение одного года с даты начала выплаты в КФГД или банк-агент. Срок рассмотрения заявления составляет не более пяти рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых подтверждающих документов.
Об окончании срока выплат КФГД оповестит вкладчиков через официальные коммуникации в СМИ и на своем сайте, и в социальных сетях за полгода и за 30 дней до истечения срока выплаты.
Что произойдет, если вкладчик пропустил срок выплат
По завершении срока выплат КФГД осуществляет перевод невостребованных вкладчиками сумм на их индивидуальные пенсионные счета в Едином накопительном пенсионном фонде. Этот процесс происходит по результатам сверки данных по вкладчикам.
Вместе с тем, вкладчик может обратиться в КФГД с заявлением о выплате гарантии, если он пропустил срок выплаты по «уважительной причине». Такое обращение возможно даже в случае перечисления средств вкладчика в ЕНПФ.
Законодательством установлен следующий перечень уважительных причин:
- поступление на воинскую службу;
- нахождение за пределами Республики Казахстан;
- оформление принятия наследства и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
- нахождение в местах лишения свободы;
- иные обстоятельства, установленные судом.
- Любая из вышеперечисленных причин должна быть подтверждена соответствующими документами.
Следует отметить, что заявление на выплату по уважительной причине может быть подано в КФГД:
- до окончательной ликвидации банка;
- до наступления права депозитора на получение от ЕНПФ пенсионных выплат за счет добровольных пенсионных взносов в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
Источник prodengi.kz