Странам Центральной Азии придется выбирать между спасением экономики, развитием МСБ и социальной стабильностью. Об этом говорят эксперты аналитического центра Silk Road Studies Program, пишет  портал 365info

Экономист: спасение экономики по образцу США может дать обратный эффект

Ранее мы рассмотрели два возможных сценария постпандемийной экономической политики в Казахстане. Оба предполагают не самые лучшие последствия или для бизнеса, или для населения. Какие есть еще варианты?

Сценарий 3 — Инертная асимметрия

Воздействие пандемии на экономику растянуто по времени на фоне неопределенных прогнозов по ценам на нефть. Предполагается, что они могут упасть до 20-30 долларов за баррель.

В случае возникновения новых нефтяных кризисов, как в апреле 2020, частный сектор и социально уязвимые слои населения пострадают существенно.

Инерция в данном случае наблюдается у правительства – оно селективно подходит к процессу поддержки предприятий

(добывающих предприятий) и искусственно создает новые рабочие места в отрасли. При этом надеясь, что банки и частники выплывут сами. При таком сценарии вводятся жесткие меры экономии, в краткой и долгосрочной перспективах.

Странам потребуется донорская помощь, причем длительная. Спрос на товары и услуги будет низким

В долгосрочной перспективе позитивным последствием является тот факт, что существенно сократится объем кредитной задолженности людей. Негативом станет то, что отечественные отрасли и предприятия перенаправят фокус деятельности во внешний мир и станут искать возможности за пределами Центральной Азии.

Вероятным исходом станет укрепление интеграционных связей между странами региона в долгосрочной перспективе. Но об экономической диверсификации придется забыть надолго.

Чего ожидать

Этот сценарий может стать более-менее удобным вариантом для Кыргызстана и Таджикистана, поскольку ресурсов на предыдущие два сценария у них нет.

Казахстан и Узбекистан могут пойти по этому пути, только если сами решат, что цена первых двух сценариев для них неподъемна.

Будет наблюдаться углубление неравенства, коррупции и разрыва между государственным и частным секторами экономики. Этот сценарий напоминает 90-е годы прошлого века, когда странам пришлось реформировать свои экономики и пережить всю болезненность таких процессов.

Сценарий 4 — Свободный рынок

Этот сценарий для региона представляет самый сложный вызов и потому менее вероятен.

Правительства региона медленно выходят из многих отраслей и сфер деятельности, позволяя частному сектору выполнять некоторые государственные функции, включая создание новых рабочих мест.

Страны должны будут определить те области, где у них есть конкурентные преимущества, и создавать истинно благоприятные условия для бизнеса, что может привести к росту прямых иностранных инвестиций.

В рамках этого сценария странам Центральной Азии надо будет совершить квантовый скачок в рейтингах:

  • Doing Business,
  • Index of Economic Freedom,
  • Global Competitiveness Index,
  • Rule of Law Index и многих других.

Правительства должны кардинально улучшить процесс предоставления государственных услуг. А именно:

  • новые и усиленные права на частную собственность, включая владение землей,
  • гарантированная защита от незаконных экспроприаций,
  • жесткая и транспарентная репатриация доходов,
  • реально независимые суды и органы арбитража.


Жесткий контроль за деятельностью органов власти должен привести к сокращению уровня коррупции и роста доверия к таковым Учитывая невозможность плавного осуществления этих планов, в краткосрочной перспективе рост экономики будет неровным.

Плюсы сценария

Государственные предприятия найдут себя в условиях реальной конкуренции с частным сектором без постоянной финансовой поддержки государства.

Многие государственные предприятия региона представляют собой громоздкие и отягощенные многочисленными проблемами группы компаний, которые просто не в состоянии совершить изменения. Те, что реформируют себя и выживут, станут конкурентоспособней.

В долгосрочной перспективе можно ожидать рост инвестиций в различные отрасли и общий экономический рост. Из тени выйдет огромное количество неформальных экономических игроков, что приведет к росту сбора налогов. Например, в Узбекистане в официальной экономике задействовано 5,7 млн человек из общего количества экономически активного населения в 19 млн человек.

Донорские проекты будут в основном развиваться с социальном секторе. Внутренний и внешний долг будет относительно низок. Рыночный сценарий сложней всего будет осуществить в Узбекистане, где действует модель диктата государства.

Реальность сценария

Казахстан в 2015-2020 существенно улучшил климат для ведения бизнеса. Но это требует от него дальнейших реформ и движения в сторону глобальной экономической 20-ки. В рамках этого сценария страна могла бы форсировать программу приватизации, начатую в 2016 году.

Вряд ли на такое пойдет Таджикистан, но если экономический застой растянется на длительный период, он может начать какие-то реформы.

Больше всего условий для успешной реализации истинного перехода к свободному рынку имеется в Кыргызстане, но это требует дальнейшего реформирования страны и весьма массированной помощи стране извне.

Региональная кооперация, скорее всего, останется на допандемийном уровне. Страны, равные друг другу по экономическому состоянию, будут конкурировать за прямые иностранные инвестиции.

Черные лебеди региона

В Центральную Азию могут прилететь следующие черные лебеди – природные и техногенные:

  • новые волны известных пандемий, появление новых инфекций и обстоятельства непреодолимой силы;
  • установление более жестких механизмов контроля, например кибер-систем наблюдения и мониторинга социального поведения людей с присвоением им различных уровней благонадежности или какие-то конфликты и боевые действия в Центральной Азии.

Путь для Казахстана

Для Казахстана 1-й сценарий может стать самым привлекательным, так как страна может позволить себе полагаться на экономический рост на основе расширения потребления, даже на фоне падения цен на нефть.

Возможен гибрид 1-го и 3-го сценариев, так как он не требует основательного перетряхивания экономики.

4-й сценарий возможен в самую последнюю очередь. До кризиса Казахстан пытался идти именно к нему.

Сценарий №2 маловероятен, поскольку правительство Казахстана имеет все ресурсы, чтобы избежать экономической нестабильности. Если бы такого не было, сама жизнь заставила бы Казахстан проводить основательную диверсификацию своей экономики.

К этому сценарию страну может подтолкнуть растянутая по времени неопределенность с ценами на углеводороды

Автор  Акказ Дербисов

Источник  365info.kz