Статистика занятости и взносы в ЕНПФ развенчали миф о массовом обнищании населения. Во II квартале 2020 года, когда шли выплаты 42 500 тенге миллионам граждан, потерявшим доход, статистика не фиксировала резкий рост безработицы. Обязательные пенсионные отчисления в ЕНПФ также были стабильными.
Если кризис, то почему все платят?
По указанию президента Касым-Жомарта Токаева субъекты малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшие в период режима ЧП и карантина, с 1 апреля до 1 октября освобождены от уплаты налогов и других платежей из фонда оплаты труда. То есть от социальных и иных платежей, в том числе — пенсионных.
Логично предположить, что раз по состоянию на 18 августа 2020 года 2,3 млн казахстанцев получили пособие по потере дохода (ЕСП), за них не отчислялись обязательные пенсионные взносы. Эти граждане лишь оплачивали единый совокупный платеж в размере 2 778 тенге. Без ЕСП они не могли рассчитывать на пособие. Кстати, в июне ЕНПФ сообщал, что число активных вкладчиков выросло на 1,7 млн. Из них почти 1 млн счетов открыты впервые. Как раз за счет активности желающих получить пособие по потере дохода.
При этом,
несмотря на карантин и приостановление работы многих предприятий, ежемесячный приток пенсионных взносов остался практически на докризисном уровне
Мы внимательно изучили статотчетность о занятости населения во II квартале 2020 года. Именно в этот период в Казахстане действовали жесткие карантинные ограничения.
Итак, по сравнению с началом года количество занятого населения в апреле-июле уменьшилось лишь на 90 тысяч человек. Из них лиц, работавших в организациях, — 50 800 человек.
А вот официально безработных стало больше на 11 600 человек. При этом, по данным минтруда, на выплату 42 500 было подано 2,5 млн заявок. Из них 1,4 млн человек обратились за выплатой самостоятельно. 255,2 тысячи заявлений оформлены работодателями за наемных работников. Назначены выплаты 2,3 млн человек.
Это может означать ни что иное, как то, что большая часть граждан, получивших в период карантина выплату по потере дохода, не имели постоянную работу. То есть жили за счет случайных заработков, не попав при этом ни в какую статистическую отчетность.
Жили хуже, платили больше
Об этом также свидетельствует и тот факт, что во II квартале число самостоятельных работников, отраженных в статистике, выросло на 457 тысяч человек. В законодательстве под самостоятельными работниками понимаются самозанятые в торговле и сфере услуг без регистрации своей деятельности.
В начале года официально их было только 80 тысяч. Можно предположить, что потерявшие работу сотрудники закрытых организаций массово подались в сектор частного извоза.
Как тогда понимать, что в 2020 кризисном году обязательные ежемесячные взносы в ЕНПФ были выше, чем в 2019-м?
Динамика показателей на сайте фонда наглядно это демонстрирует.
Государство на II-III кварталы 2020 года официально освободило пострадавший сектор от взносов. Но деньги продолжали поступать — с незначительным снижением. А кое-где даже ростом. И суммы были выше прошлогодних периодов примерно на четверть.
В частности, работодатели перечислили в ЕНПФ по состоянию на:
- Апрель — 86,7 млрд тенге;
- Май — 85,1 млрд тенге;
- Июнь — 81,1 млрд тенге;
- Июль — 95,9 млрд тенге;
- Август — 80 млрд тенге;
- Сентябрь — 81,2 млрд тенге.
Никакого обвала с уплатой обязательных пенсионных взносов не произошло. Однако из всех депутатских запросов последние месяцы звучат угрозы о крахе малого и среднего бизнеса, что, впрочем, видно и так…
Напрашиваются два вывода. Либо малый и средний бизнес как в докризисные, так и в кризисные времена не занимал серьезную долю в общем объеме ежемесячных пенсионных взносов в ЕНПФ. Либо экономический упадок в период карантина — миф.
Автор Александра Алёхова
Источник 365info.kz