Весной 2014-го США и ЕС объявили о первых санкциях против России: де-юре они вводились из-за присоединения Крыма, де-факто - из-за быстрого роста политического влияния РФ и ее активности на международной арене. И вот, в 2022-м, когда Россия объявила о спецоперации в Украине, а США и Европа заявили о серьезных санкционных пакетах, казахстанские эксперты строят неутешительные прогнозы.

Экономические санкции против России [РФ]: причины, анализ, списки,  последствия.

В сегодняшнем материале  мы решили вспомнить, как сильно и в чем именно антироссийские санкции оказывали влияние на казахстанскую экономику, начиная с 2014 года , сообщает  caravan.kz.

2014-2015

2014 год стал самым сложным для Украины за всю историю независимости страны. Февральский переворот привел к потере Крыма, по результатам мартовского референдума вошедшего в состав России, а также к кровопролитному затяжному военному конфликту в Донбассе. В середине марта того же года против России были введены санкции, что оказало негативное влияние не только на ее экономику, но и значительно повлияло на нашу.

В июне 2014-го ЕС продлил действие экономических санкций в отношении России еще на шесть месяцев, в то время как Россия продлила действие запрета на импорт продовольствия в отношении западных стран на год, отмечал zakon.kz.

Замедление роста экономики России тогда было налицо. Так, в 2014 году валовой внутренний продукт (ВВП) России увеличился всего на 0,6% в годовом выражении и составил 70,9 трлн. рублей, тогда когда в 2013 году ВВП показывал рост на 1,3%. Более того, Минэкономразвития прогнозировал, что ВВП России в 2015 году сократится на 3%, при среднегодовой цене на нефть в $50 за баррелей. Учитывая предположения аналитиков, прогнозировавших более низкие цены на нефть, замедление будет еще более сильным.

Россия была и остается одним из крупных торговых партнеров Казахстана, что, соответственно, отражается и на нашей экономике. Так МВФ в 2015 году прогнозировал снижение темпов роста реального ВВП Казахстана до 2%. Ослабление спроса со стороны России и Китая, снижение цен на нефть, эффекты доверия и продолжающиеся задержки в работах по Кашаганскому нефтяному месторождению явились основными факторами, обусловливившими прогнозируемое снижение роста.

Тогда же эксперты наблюдали замедление роста экономики. Так, ВВП страны за январь-март 2015 года составил 8 248,0 млрд тенге, что на 9,0% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. А в этот же период 2014 года ВВП вырос на 11,0%, до 7 565,9 млрд тенге, по сравнению с таким же периодом 2013 года.

Среднедушевой номинальный денежный доход в мае 2015-го вырос всего на 2,8% до 63 204 тенге, относительно 2014 года.

Промышленность также испытывала сложности за счет снижения цен на товарных рынках. Объем промышленного производства за январь-июнь 2015 года сократился в номинальном выражении на 25,9%, до 6 816,5 млрд тенге.

В строительной отрасли наблюдалась стагнация.

Внешний торговый оборот (ВТО) за январь-май 2015 года снизился на 36%, до 32,6 млрд. долларов, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Кроме того, значительное снижение наблюдалось и во внешним торговом обороте.

Вместе с тем наблюдался спад в объеме промышленного производства и замедление темпов роста по остальным показателям. Из чего следовало, что ослабление экономики России, за счет санкций и других неблагоприятных факторов, является одним из ключевых факторов замедления экономического роста Казахстана.

2016-2017

Согласно опубликованному в 2016 году исследованию Bloomberg около 55 процентов опрошенных изданием аналитиков считали, что в 2017 году США могут ослабить санкции против России, а за этим последует смягчение ограничений от ЕС.

Директор аналитического департамента "Golden Hills - КапиталЪ АМ" Михаил Крылов высказывал мнение, что в 2017 году будут отменены антироссийские санкции, эксперт видел весьма вероятным учащение сигналов о возможности их отмены.

"Такого рода сигналы будут благотворно действовать на цену активов в России и Казахстане. Сегодня подходящее время для их покупки на 15 процентов от стоимости портфеля, ориентированного на развивающиеся рынки. Полной отмены санкций наша компания пока не ждет", - отметил Крылов.

Другой эксперт, финансист Алмас Чукин, заявил тогда, что никаких предпосылок к смягчению санкций против России пока нет. Прежде всего он объяснил свою позицию тем, что Европа совсем недавно приняла решение об очередном их продлении на шесть месяцев.

"До июня эта тема автоматом закрыта. Может, аналитики в своих прогнозах опираются на появление Трампа? Но и Трамп ни в коей мере ничего подобного не сделает (не смягчит санкции - прим. ред.), потому что его и так там все заругали за то, что он такой друг Путина. Поэтому, думаю, он будет вдвойне осторожен с Россией", - предположил Чукин.

В то же время финансист рассуждал о том, как может сказаться на Казахстане отмена антироссийских санкций. По его словам, такой ход событий имел бы неоднозначные последствия.

"С одной стороны, у нас 70 процентов ненефтяной торговли с Россией. Естественно, улучшение экономической ситуации у такого важного торгового партнера станет положительным моментом. Но, с другой стороны, тогда усилится конкуренция на рынке ЕАЭС. Европа и США перекрыли финансирование России, поэтому все российские компании сократили все свои программы развития, инвестирование и капитальные затраты. Если же санкции отменят, они смогут рефинансироваться, смогут дешевле привлекать деньги, станут более конкурентоспособными и, естественно, начнут смотреть на Казахстан, на Белоруссию, на Кыргызстан", - объяснил Чукин.

Не ждал тогда смягчения антироссийских санкций и доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим.

"Реальное смягчение санкций в ближайшее время - вряд ли. Не вижу значимых предпосылок", - был лаконичен эксперт.

Таким образом, казахстанские эксперты тогда не разделили оптимизма по поводу возможного смягчения санкций против России, высказанного аналитиками, участвовавшими в опросе Bloomberg.

Идем дальше. Летом 2017-го Сенат США принял законопроект о новых санкциях против России, который был отправлен на подпись президенту Дональду Трампу. Эксперты тогда высказались о том, может ли очередная волна политических разногласий между этими странами сказаться на Казахстане, писал tengrinews.kz.

Начиная с 27 июля 2017 года наблюдалось ослабление нацвалюты к доллару, причем это происходило на фоне роста цен на нефть. Как комментировали специалисты, на тенге, который повторял динамику рубля, оказали влияние сначала новости из Сената США, а затем и ответные заявления МИД России о том, что с 1 августа сотрудники американского посольства в Москве не смогут пользоваться дачей в Серебряном Бору, а также складскими помещениями на Дорожной улице в столице. Кроме того, ведомство предложило сократить число сотрудников американских дипмиссий в РФ до 455 человек.

Законопроект, принятый Сенатом США, предусматривает введение таких ограничений, как сокращение до 14 дней максимального срока финансирования банков, которые находятся под санкциями, и до 30 дней - компаний нефтегазового сектора.

Как отмечал казахстанский аналитик Дархан Лукпанов, второй раунд "санкционной" истории только начался.

"Окончательный вариант законопроекта, возможно, будет отличаться от его текущей версии. Неясна также и возможная реакция ЕС (по данным европейского издания газеты Politico, Евросоюз возмущен тем, что новые санкции США против России идут "не в ногу" с общим подходом Запада к политике в отношении Москвы - прим. ред). Оценить эффект возможных санкций даже на Россию в таких условиях крайне затруднительно, не говоря уже о Казахстане", - обозначил аналитик.

Вместе с тем, по мнению Лукпанова, уже сейчас можно сказать, что на казахстанских товаропроизводителях возможное ужесточение антироссийских санкций никак не отразится.

"Набор новых антироссийских санкций в текущей версии затрагивает банковский и нефтегазовый секторы. О расширении торговых санкций речи не идет. Эта история едва ли предполагает какие-то перемены для казахстанских товаропроизводителей", - высказал тогда мнение эксперт.

Экономист Арман Байганов пояснил, что ситуация в ЕАЭС с точки зрения влияния открытых границ такая же, как в Европейском союзе, с той только разницей, что там действует единая валюта - евро.

"У нас разные валюты, но принципы влияния экономических законов идентичны. Иными словами, что плохо у соседа, то обязательно отражается на другом соседе. Поэтому мы видим прямую связь, как новости о санкциях влияют на курсы валют и перевешивают нефтяной фактор. Интеграция в ЕАЭС будет усиливаться, и каждая страна должна будет стараться проводить эффективные экономические реформы, чтобы остаться в выигрыше. (...) К примеру, сейчас нашему Нацбанку приходится следить за действиями Центробанка России, так как базовая ставка напрямую влияет на конкурентоспособность экономики. То, что мы одновременно с Россией не проводили ослабление валюты, конечно, было ошибкой, полагаю, курс доллара был бы намного ниже", - делился размышлениями Байганов.

Экономист также привел доводы о том, что размер экономики при интеграционных взаимоотношениях имеет большое значение. Поэтому другие страны ЕАЭС должны ориентироваться на Россию.

"Санкции против России повлияют на РК гораздо больше, чем, к примеру, санкции против Казахстана повлияли бы на Россию. После санкций в России девальвировал рубль, а Казахстан этого сразу не сделал, в итоге российские товары заполонили наш рынок. А если бы произошло наоборот, и прежде сильно ослабел тенге, то мы заполонить Россию своими товарами не смогли бы, в Казахстане начался бы рост цен. Поэтому надо проводить более идентичную финансовую политику между странами. В ином случае Россия заполонит нашу экономику своими товарами. Сальдо торгового баланса будет в России и других стран", - пояснил Байганов, добавив, что в Евросоюзе проблемы одной страны слабее отражаются на экономике другой страны, так как там действует несколько крупных экономик: ФРГ, Франция, Италия и Испания.

2018-2019

В 2018 году на площадке экспертного клуба "Мир Евразии" прошло заседание экспертов, где главной медиатемой были антироссийские санкции и предложение России противостоять им контрмерами всему ЕАЭС.

"Многие экономические проблемы Казахстана, в том числе и слабый тенге, это результат непродуманной работы наших экономистов. У Беларуси, Армении и Кыргызстана гораздо больший товарооборот с Россией, однако их валюты более устойчивы", - отметил тогда старший научный сотрудник Евразийского научно-исследовательского института Даурен Абен.

"Кроме того, только в казахстанских СМИ муссируются темы взаимосвязи между ЕАЭС, санкций против России и ослабления национальной валюты", - добавил политолог Эдуард Полетаев.

"Нацбанк Казахстана управляет Национальным фондом, регулирует валютный рынок, а вот курс — нет. Кто тогда виноват? Как объяснить пике тенге своим гражданам? Виноваты ЕАЭС и рубль", - заявил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Вячеслав Додонов.

Большинство экспертов, отмечах 365info.kz, все же придерживалось мнения, что антироссийские санкции коснулись и нашей экономики. К примеру, когда исчезли с прилавков некоторые товары и продукты.

Полетаев отметил, что причин тому две: девальвация, которая мешает приобретать более дорогую продукцию, и логистика, поскольку основной товаропоток в Казахстан идет через Россию.

По мнению финансового консультанта Расула Рысмамбетова, американские меры против России отразились и на бизнесе. Например, если до ввода санкций на руководителя "РусАла" Павлодарский алюминиевый завод добывал 1,5 млн тонн глинозема и две трети отправлял в Россию, теперь объемы сильно сократились.

Вячеслав Додонов тогда подчеркнул, что довольно трудно посчитать ущерб санкций, ведь они совпали с падением цены на нефть. Как раз последнее и стало шоком для экономики обеих стран.

"Главная опасность в будущем - это мировые экономические войны, уверен эксперт. Протекционизм США будет долгоиграющим, и это не может не повлиять на экономику Казахстана в том числе. По сравнению с торговыми войнами антроссийские санкции и их воздействие на ЕАЭС - это мелочи", - подчеркнул Додонов.

"Крым, Скрипали, обвинения во вмешательстве в выборы США, Украина. А после этого могут появиться и новые истории", - с опаской тогда прокомментировала социолог Гульмира Илеуова.

Также следует отметить, что в 2019 году тогдашний министр нацэкономики Тимур Сулейменов в ходе саммита в Давосе сообщил, что Казахстан разработал ряд мер, чтобы снизить давление антироссийских санкций на местную экономику. Министр заявил, что правительство рассмотрело несколько макроэкономических и бюджетных сценариев, если вдруг эти меры начнут оказывать значительное влияние, отмечал kapital.kz.

Это меры структурные, общеэкономические, отраслевые, такие как временное снижение тарифов по естественным монополиям, снижение отдельных видов налогов, продление сроков действия кредитных соглашений, которые даются государственными институтами развития с тем, чтобы поддержать реальный сектор.

Министр сообщил, что в силу больших производственных, коммерческих, торговых связей санкции в отношении России не могут не влиять на экономику Казахстана.

"Мы живем в рамках Евразийского экономического союза, торгуем без барьеров, без таможни. Все зависит от самого бизнеса. Они друг с другом сами договариваются. Каких-то ограничительных мер мы не предполагаем", - сказал тогда Сулейменов.

2022

Сейчас, когда ситуация накалилась до предела, отечественые эксперты также неутешительны в своих прогнозах.

"Экономические последствия "ядерных" санкций примерно понятны: это спад в российской экономике в течении 1-1,5 лет на 1-2% в год, который затронет и экономику Казахстана. Здесь рост ВВП на горизонте 2022-2023 годов может сократиться с 4,0% до -0,5-1,0% в год. Годовая инфляция в обеих странах из-за девальвационных процессов может превысить 9-10%, с соответствующим падением реальных доходов граждан и снижением доступности кредитования из-за роста процентных ставок", - отметил отечественный аналитик Нурбек Искаков.

Антироссийские санкции могут отразиться на Казахстане более серьезно, считает независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев. В первую очередь под ударом валютный и нефтяной рынки страны, передавал 24.kz.

"Сейчас мы теряем курс, однако дальнейшие перспективы того, как они могут ударить по нам, могут быть гораздо более серьезнее. Плюс не стоит забывать, что наша нефть продается через Каспийский трубопровод. Если санкции коснутся энергетического эмбарго, то есть у России запрещено покупать нефть и газ, то это напрямую коснется и нас, потому что я не уверен в том, что наши стратегические партнеры будут перекачивать на продажу нашу нефть, когда их нефть покупать нельзя", - отметил он.

Автор Ахмет Талапулы

Источник caravan.kz