Сегодня, когда западные страны ввели широчайшие экономические и финансовые санкции против России, вторгнувшейся в Украину, многие задаются вопросом: не снизится ли эффективность этих санкций из-за неучастия в них Китая , сообщает  forbes.kz.

 Канада, Япония и Австралия ввели санкции против России - Хартия'97 ::  Новости Беларуси - Белорусские новости - Новости Белоруссии - Республика  Беларусь - Минск

Нужно задаться и другим вопросом: могут ли богатые страны активней помогать беднякам во многих развивающихся странах, которые страдают от сопутствующего ущерба из-за войны в Украине и санкций.

Если исходить из данных за 2019 год (последний полный год до пандемии), Китай является крупнейшим торговым партнёром России: на его долю приходится около 14% российского экспорта и 19% импорта. Можно сделать вывод, что участие или неучастие Китая в санкциях способно оказать серьёзное влияние. Но есть два дополнительных соображения, которые значительно снижают весомость такого вывода.

Во-первых, более 60% российского экспорта в Китай – это нефть и нефтепродукты, которые (по крайней мере, пока что) исключены из санкций Евросоюза. Поэтому решение Китая присоединиться к режиму санкций приведёт к блокировке менее 40% российского экспорта в эту страну, то есть менее 6% общего российского экспорта.

Во-вторых, если рассматривать Европу в целом, её объёмы торговли с Россией во много раз превышают объёмы российской торговли с Китаем. Например, совокупный экспорт России (до санкций) в одни только Нидерланды и Германию уже был больше её экспорта в Китай. Это тоже означает, что не следует переоценивать потенциальный вклад Китая в общую эффективность режима санкций.

Россия не может с лёгкостью перенаправить свой европейский экспорт в Китай. Поставки её основных экспортных товаров (нефть и газ) будут ограничиваться как мощностью трубопроводов, так и мощностью нефтеперерабатывающих заводов в Китае. Резкая девальвация рубля могла бы поспособствовать увеличению экспорта товаров, не связанных с энергоресурсами, из России в Китай, но у Китая намного сильнее промышленная база, что ограничивает его потребности в таком импорте.

Сторонникам ещё большего ужесточения санкций следует также подумать об их возможных вторичных последствиях для экономики. Если Запад решит сделать целью санкций российский ТЭК, а Китай заменит импорт энергоресурсов из России поставками из стран Ближнего Востока или других регионов, тогда цены на газ и электроэнергию в США, Европе и других странах, скорее всего, поднимутся ещё выше.

Да, Китай может отказываться от участия в западных санкциях против России по геополитическим причинам, однако экономические соображения тоже играют важную роль. До пандемии объёмы торговли Китая с Россией были в три раза больше объёмов торговли между США и Россией и почти в семь раз больше объёмов торговли между Британией и Россией, поэтому экономические издержки всесторонних санкций, включающих энергоресурсы, для Китая (и Германии) будут значительно выше, чем для Америки или Великобритании. Такие дополнительные издержки могут поставить под угрозу достижение китайским правительством целевых темпов роста ВВП (около 5,5% в 2022 году), причём ровно в тот момент, когда внутренние демографические силы, ужесточение регулирования и геополитическая напряжённость в отношениях с Западом уже и так создают сильнейшее понижающее давление на темпы экономического роста.

Одним из вариантов стимулирования участия Китая в санкциях (и убеждения других стран, например, Германии, прекратить импорт российских энергоресурсов) могло быть стать предложение Америкой частичной финансовой компенсации тем странам, на которые ложится непропорционально большая доля нового экономического бремени. Однако такой вариант выглядит политически нереализуемым в США.

Ещё одним небольшим, потенциальным стимулом для Китая могла бы стать резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, которая бы напрямую призывала к введению полномасштабных экономических санкций против России. Генеральная Ассамблея принимала такие резолюции в прошлом, и постоянные члены Совета Безопасности ООН (в том числе Россия и Китай) не могут наложить на них вето. В этом смысле принятая по предложению США недавняя резолюция Генеральной Ассамблеи, которая осудила российское вторжение, стала упущенным шансом, поскольку она не содержит рекомендации странам-членам ООН вводить экономические санкции против России. Благодаря такой рекомендации, нынешние санкции Запада оказались бы принятыми под эгидой ООН.

Да, крупные страны могут игнорировать резолюции ООН. Например, каждый год Генеральная Ассамблея голосует (зачастую подавляющим большинством) за то, чтобы США отменили экономическое эмбарго против Кубы. Но Америка игнорирует эти решения, и никто ничего не может сделать, чтобы изменить ситуацию.

Наверное, именно эти резолюции ООН и вынудили Америку отказаться от упоминания экономических санкций в новейшей резолюции по поводу российского вторжения в Украину. Но это могли бы сделать другие страны, например, Канада или Австралия. Китай настойчиво утверждает, что поддерживает такой мировой порядок, в котором центром является ООН, а не США, поэтому подобная резолюция могла бы сыграть определённую роль, повлияв на мнение простых китайцев.

Значительными могут оказаться и последствия полномасштабных санкций для распределения доходов в обществе. Одно дело экономическая блокада, которая оказывает максимальное давление и приводит к смене режима в России или к прекращению войны в Украине каким-то иным образом. И совершенно иная история – санкции, которые не достигнут этих целей, но уничтожат источники доходов рядовых россиян, многие из которых выступают против войны. У россиян с низкими доходами, наверное, меньше возможностей справиться с бременем санкций, чем у олигархов. Толкая вверх стоимость газа и электроэнергии, а также других сырьевых товаров, эти санкции создадут трудности и для людей во многих других развивающихся странах, которые ещё не успели полностью восстановиться после потери доходов из-за пандемии.

На фоне продолжения душераздирающих событий на территории Украины вполне можно понять усиление призывов к ужесточению экономической блокады России. Однако в конечном итоге неучастие в ней Китая не сильно изменит ситуацию. Между тем, негативные распределительные последствия и войны, и санкций для бедноты в развивающихся странах совершенно реальны. Богатым странам следует подумать о выделении финансовой помощи тем людям в развивающихся странах, у которых гораздо меньше средств для преодоления этих новых трудностей.

Автор  Шан-Цзинь Вэй

Источник  forbes.kz