Целевые индикаторы главного среднесрочного документа по развитию МСБ – Нацпроекта по развитию предпринимательства до 2025 года – оказались выполненными уже по итогам прошлого года. В то же время, по одному из основных индикаторов – доле среднего предпринимательства в ВВП – есть существенное недоисполнение: 6,3% ВВП вместо 15%. Государству и бизнесу нужен новый социальный контракт , сообщает exclusive.kz .
С начала 2023 года в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы просубсидировано 8 842 проекта на общую сумму кредитов 665 млрд тенге, сумма выплаченных субсидий составила 196,3 млрд тенге, прогарантировано 6 862 проекта на общую сумму кредитов 262,1 млрд тенге, сумма предоставленных гарантий составила 127,7 млрд тенге. Но расслабляться нельзя – правительству следует сконцентрироваться на повышении мотивации для предпринимателей к прибыли и ее росту, а также на снижении политических рисков для них.
По последним данным Бюро национальной статистики, по итогам первых трех кварталов 2023 года численность занятых в МСП составила 3,9 млн человек (около 40% к рабочей силе, которая на конец IV квартала 2022-го оценивается в 9,4 млн), а доля малого и среднего предпринимательства в ВВП – 36%. Из этого следует, что ключевые валовые показатели «Национального проекта по развитию предпринимательства на 2021–2025 годы» достигнуты и даже превзойдены. Напомним, правительство надеялось достичь занятости в МСП в размере 4 млн человек и довести долю МСП в экономике до 35% к концу 2025 года.
В связи с успешным исполнением будет досрочно завершен второй по размерам затрат национальный проект, который в каждый из ближайших трех лет будет стоить примерно 2 трлн тенге. В то же время, большинство программ, которые предоставляют льготное финансирование, глубоко влияют на рыночную конкуренцию, препятствуя надлежащему развитию финансовой системы, особенно рыночного кредитования бизнеса. На сегодня эти средства распределяются через Банк Развития Казахстана (БРК). Кредитование осуществляется в основном для крупных инфраструктурных проектов в соответствии с различными индустриальными программами государства (ГПИИР). Также БРК осуществляет межбанковское кредитование, предоставляя БВУ средства для дальнейшего кредитования юрлиц (крупный бизнес) с субсидированием процентной ставки. Второй оператор – Фонд «Даму», который субсидирует ставку процента по кредитам и возвращает разницу между рыночной ставкой по кредитованию и субсидируемой банкам, которые являются партнерами некоторых государственных программ (Национальный проект по развитию предпринимательства 2021-2025 гг.).
Для более эффективной реализации правительство совместно с «Атамекен» утвердило Концепцию развития МСП до 2030 года, в которой предложена целостная политика в данной сфере с учетом достигнутых результатов, международных стандартов и стратегических целей государства.
В нем практически впервые были признана огромная стабилизирующая роль МСБ с точки зрения компенсатора неблагоприятных изменений, нежели драйвера роста и позитивных структурных изменений. У предпринимателей нет достаточной мотивации для роста, они все еще сильно зависят от государственной поддержки, подвергаются давлению со стороны теневого сектора, испытывают дефицит необходимых квалифицированных кадров.
Собственно, на решение этих и других проблем нацелен документ: обеспечение свободы предпринимательства, поощрение честности, открытости, добросовестности и безопасности, а также стимулирование ускоренного развития. Таким образом, теперь государственная политика развития МСП переходит от поддержки слабых к стимулированию конкурентоспособных.
Как помочь бизнесу поверить в себя?
Вот уже тридцать лет идут дискуссии о том, как правильно настраивать политику МСБ. Одни считают это рецептом выхода из бедности, а другие – инструментом экономического роста через расширение индустрий, где присутствует МСП, и рост производительности. Однако, очевидно, что одно может дополнять другое. МСП и сокращают бедность через создание рабочих мест, и обеспечивают встраивание любой экономики в глобальную структуру производства.
В таких развивающихся странах как Казахстан ресурсная экономика способствовала быстрому развитию корпоративного сектора, но, похоже, он уже исчерпал свой потенциал роста в силу целого комплекса причин. Для нашей страны пришло время найти новый источник формирования крупного бизнеса. Дело в том, что большинство крупных компаний в развитых странах выросли как раз из небольших частных компаний. Другими словами, чем эффективнее поддержка, которую получают ориентированные на рост МСП, тем больше вероятность того, что из них могут развиться крупные фирмы. Но как определить, какие из них способны расти, а какие нет?
Общепризнанно, что диверсификация экономики невозможна без развития потенциала МСП. Корпоративный бизнес всегда пользуется привилегиями своих размеров и редко заинтересован в конкуренции и проведении реформ. Маленькие предприятия ориентированы на выживание и, как правило, нацелены на адаптацию и дистанцирование и от госполитики, и от сфер влияния олигархов. Это значит, что агентов перемен нужно искать среди средних предприятий, которые нацелены на развитие, а значит им не безразлично, какие экономические и политические реформы нужны стране.
Именно они должны иметь право на получение специальной поддержки и это далеко не только и не столько государственные субсидии, но и специальное налоговое регулирование, а главное – обеспечение реальных экономических свобод. Другими словами, Казахстан должен стать огромным полигоном для предпринимателей, но для этого необходим некий социальный контракт, который должен отражать взаимные ожидания предпринимателей, бизнеса и государства друг от друга.
Мы уже писали о том, что в нашем обществе есть базовые принципы для достижения консенсуса: социальная стабильность, защита прав собственности, пересмотр роли государства в экономике.
Пока же уровень госучастия в базовых секторах экономики страны, от рынка ГСМ до пассажирских перевозок, весьма высокий. Так по данным АЗРК, на рынке авиаперевозок он составляет 91%, рынках сжиженного и товарного газа от 70-ти до 100%, нефти – 65%, электроснабжения – 100%, ГСМ – 80%, ж/д-перевозок – 63-100%, угля – 70%.
Сформировавшаяся монопольная/олигопольная структура ключевых товарных рынков, слабая конкуренция на рынках страны является не только благодатной почвой для создания и развития монополий, повышения предельных издержек предпринимателей и затрат населения, но и приводит к росту цен в среднем до 10%, по оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Впервые в истории независимого Казахстана задача активного содействия развитию конкуренции обозначена как общенациональная.
Таким образом вопросы развития добросовестной конкуренции и всеобщей демонополизации экономики становятся общенациональной задачей и приоритетом государственной политики Казахстана.
Также в прошлом году Президент страны Касым-Жомарт своим Указом утвердил Концепцию защиты и развития конкуренции в РК, которая дает четкое понимание того, как должна развиваться сфера антимонопольного регулирования и как должна строиться целостная конкурентная политика, органично включенная в общую экономическую политику страны.
Пока же львиная доля государственных средств выделяется на поддержку крупного бизнеса по формуле, обозначенной президентом Касым-Жомартом Токаевым: «Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: «друзьям все, остальным – по закону». Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ».
Источник exclusive.kz