В Казахстане продолжаются споры о необходимости регулирования законодательства в сфере криптовалют. Ранее сообщалось, что в этих целях будет принято специальное законодательство, однако со временем разговоры на этот счёт сошли на нет. Но, как удалось выяснить abctv.kz, соответствующее законодательство всё-таки разрабатывается. Что оно будет в себя включать и какие сюрпризы могут ждать казахстанцев, рассказал один из разработчиков, вице-президент по работе с государственными органами Национальной ассоциации развития блокчейна и криптотехнологий (НАРБК РК) Диас Кадыров.

Всё-таки закон разрабатывается?

– Да, с момента создания НАРБК мы приступили к разработке Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования цифровых инноваций». Сейчас Министерством информации и коммуникаций совместно с НИХ «Зерде», АО «НИТ», НАРБК разработан проект концепции к закону. Концепция на стадии согласования с госорганами, она уже опубликована на сайте электронного правительства для обсуждения. Ожидается, что после доработки и согласования закон будет внесён на обсуждение в Парламент.

Расскажите, пожалуйста, о ключевых направлениях проекта закона.

– Главной целью, которую мы ставим, является приведение в соответствие норм отдельных законов, регулирование общественных отношений, связанных с применением таких цифровых инноваций, как блокчейн, открытые данные, Yellow Pages Rules, роботизация и искусственный интеллект, биометрическая аутентификация, краудфандинг, большие данные.

Если говорить о блокчейне, то потенциально он охватывает практически все сферы экономики, в том числе финансы, операции с материальными и нематериальными активами, госуслуги, учёт в организациях. Поэтому в концепции говорится о ведущей роли технологии в цифровизации государства, например развитие блокчейна обозначено как одна из задач в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан».

Говоря о регулировании блокчейна, в качестве основных направлений мы ожидаем децентрализацию распределённых информационных систем, развитие цифрового майнинга, смарт-контрактов, токенизации, цифровых активов и цифровых средств обмена.

Чем вообще продиктована актуальность законодательного регулирования криптосферы?

– Это нужно для ясного правового регулирования блокчейна в сфере госуслуг и развития рынка IT-услуг. Важно повышение инвестиционного интереса в отношении новых видов услуг, которые открывают возможности реализации энергопрофицита страны, новой сферы цифровой экономики и рынка услуг.

С открытием МФЦА появилась возможность развивать рынок новых финансовых технологий. Финцентр анонсировал планы работы с «криптобиржами» и «криптообменниками» в рамках особого правового статуса. Это открывает возможности и для казахстанского IT и финтех-рынков. Регулирование цифровых средств обмена/платежа может привести к развитию внутреннего рынка токенизации и внедрению смарт-контрактов.

Привлечение финансирования через предложение цифровых инвестиционных активов по аналогии с IPO поможет в развитии МСБ, в частности в секторе IT-стартапов. Такой инструмент привлечения финансирования изучается со стороны государства.

Это пока все преимущества для государства, а чего ожидать обычным казахстанцам?

– Для внедрения новых технологий правовое поле нужно не только для своевременной адаптации законов в сфере информатизации, но и для защиты имущественных прав, а также определения позиции государства как прогрессивного правового режима. Это и есть главное преимущество для казахстанцев.

Вызовом являются низкие темпы развития технологичных стартапов по сравнению с другими странами. От государства требуется поддержка в создании цифровой инфраструктуры.

Какие основные проблемы затронуты в концепции к законопроекту?

– Отсутствие правового регулирования привело к несогласованности позиций госорганов в отношении блокчейна. Часто надзорные органы видят во всём новом нарушение либо вызов действующему закону. Кроме Нацбанка, госорганы поддерживают либо не против внедрения технологий.

Внедрение блокчейна может решить проблему неэффективного документооборота, снять вопросы быстрого оказания госуслуг, улучшить взаимодействие отраслей экономики с госсектором, создать открытые реестры, предотвратить коррупционные риски.

Если говорить о цифровых активах, закон может решить вопросы их правовой квалификации. Это позволит автоматизировать процессы заключения и исполнения сделок, сократить временные потери в различных бизнес-процессах.

Цифровые инвестиционные активы и их предложение ITO/ICO создаёт инструменты привлечения финансирования в МСБ, в частности в IT-стартапы. Регулирование виртуальных валют купирует риски, связанные с их обращением, и развивают новые инструменты в рамках финтех-песочницы МФЦА.

Законопроект в основном касается изменений действующего законодательства в области информатизации, однако изменения могут коснуться различных сфер, от налогового и финансового регулирования до правоохранительного.

По результатам мониторинга в законах отсутствует системное регулирование и правовые определения, которые необходимы для правоотношений в сфере цифровых инноваций. Всё это сдерживает цифровизацию и инновационное развитие Казахстана в целом.

Затрагивает ли как-то данный законопроект вопрос цифрового майнинга?

– Безусловно, вопрос цифрового майнинга является большой составляющей работы над законом. Для определения цифрового майнинга предложено закрепить термин в понятийном аппарате отраслевого Закона «Об информатизации», интегрировать услуги операторов в существующий правовой режим.

Законом предусматривается включение деятельности по цифровому майнингу в классификатор видов экономической деятельности при производстве статданных, при макроэкономическом моделировании, в налоговом, таможенном учётах.

Майнинг позволяет генерировать так называемые виртуальные валюты и, хоть и не ограничивается этим, формирует значительный спрос на услуги операторов и дата-центров. Это не влияет на правовой статус майнинга, а также на модель налогообложения услуг операторов.

В области налогообложения деятельность операторов цифрового майнинга квалифицируется как инфокоммуникационная услуга по обработке данных. Доходы от предоставления вычислительных мощностей, в том числе для генерации «виртуальных валют» формируются в фиатной валюте и включаются в подоходный налог.

Доходы от торговли и обмена «виртуальных валют» на фиатную валюту формируются отдельно от майнинга и подлежат другой модели налогообложения, с учётом их основной реализации в других юрисдикциях.

Вознаграждение в виде «виртуальной валюты», получаемое налогоплательщиком, не будет его налогооблагаемым доходом, такова международная практика.

Введение в правовое поле понятия майнинга направлено на выведение этой деятельности из-под сферы потенциального применения регулирования так называемых виртуальных валют.

Сфера может получить потенциал развития за счёт отсутствия издержек, связанных с получением разрешений по части регулирования обращения виртуальных валют. Майнинг не является запрещённой деятельностью в Казахстане, она регулируется в общем гражданско-правовом порядке.

Это следует из существующего положения о правах собственника объектов информатизации в части статьи 16 Закона «Об информатизации». Можно передавать объекты информатизации в аренду, доверительное управление, хозяйственное ведение или оперативное управление и иным образом распоряжаться ими.

Предпринимательской деятельностью признаётся не сам технологический процесс вне зависимости от генерации «виртуальных валют», а деятельность операторов цифрового майнинга, оказывающих услуги по предоставлению вычислительных ресурсов.

Учитывался ли международный опыт при разработке концепции? Опыт каких стран брался за основу?

– Была проделана большая работа по изучению мирового опыта. За основу взяли опыт Эстонии и Грузии.

Эстония оказалась одной из первых стран, которая начала применять блокчейн на госуровне – бюрократии с тех пор стало меньше, процессы, для которых раньше требовалось множество бумажных документов, начали протекать эффективнее. Повысилась безопасность и прозрачность личных данных.

Реестры и госслужбы, в том числе полиция, система здравоохранения и фонды страхования от безработицы, могут обмениваться авторизированными данными. Сеть обеспечивает необходимую доступность этой информации.

Грузинский опыт – один из первых в мире. На блокчейн перевели весь земельный реестр страны. Граждане, обращающиеся в Национальное агентство для оформления прав на землю, получают такую же бумагу о правах, что и раньше, но подделать документы теперь невозможно. С внедрением блокчейна исключается возможность незаконных манипуляций в сфере недвижимости.

Сейчас Грузия всерьёз рассматривает возможность перевести на блокчейн все госреестры. Повышение прозрачности делает страну более привлекательной для бизнеса и инвестиций.

 

Аскар Муминов