Последний год стал судьбоносным для бизнеса. Компании с трудом приспособились к бурным переменам, которые вызвала пандемия коронавируса.
Многие предприятия вынуждены были закрыться. Те бизнесмены, что остались на плаву, понимают: даже после окончания пандемии к прошлому возврата не будет. Появление вакцины, между тем, дает надежду на скорое возобновление деловой активности. Эксперты консалтингового агентства McKinsey & Company попытались определить основные тренды постковидного мира.
По мнению аналитиков, нынешний год станет транзитным. Если обойдется без форс-мажоров, то люди наконец-то смогут начать планировать свое будущее, вместо того чтобы сидеть по домам и смотреть в мониторы. Судя по всему, пандемия станет таким же водоразделом для XXI века, каким для XX стала Вторая мировая война. Когда мы говорим «довоенный» или «послевоенный», сразу ясно, о какой войне идет речь. В лексикон будущих поколений прочно войдут понятия «доковидный» и «постковидный».
Жажда жизни
Среди трендов, которые сформируют бизнес-климат ближайших лет, эксперты McKinsey выделяют «компенсаторный шопинг» – непреодолимое желание совершать покупки, которые пришлось отложить из-за пандемии. История учит нас: за каждым экономическим кризисом следует всплеск потребительской активности. Похоже, в этот раз случится то же самое. В Китае, который сумел оправиться от пандемии в рекордные сроки, потребители уже тратят вовсю. Похожее происходит в Австралии: там в третьем квартале 2020 расходы на товары и услуги взлетели на 7,9%.
Другая сфера, в которой люди попытаются нагнать упущенное, – это путешествия. По прогнозам аналитиков, популярность туристических поездок быстро вернется к доковидным значениям: люди, как правило, с удовольствием ездят на отдых. С деловыми командировками все будет обстоять не столь радужно – их станет значительно меньше. Благодаря цифровым технологиям у офисных работников есть возможность проводить встречи с иностранными коллегами, не выходя из дома. Большинство пользуются этой возможностью с удовольствием.
Бизнес и технологии
Неопределенность – катализатор для бизнеса. Цифры отчетливо демонстрируют рост числа предпринимателей. В третьем квартале 2020 американцы подали более 1,5 млн заявок на открытие новых предприятий – это почти в 2 раза больше, чем в аналогичный период 2019.
Большая часть новых бизнесов – небольшие семейные начинания. Пока не ясно, какая доля этих предприятий продержится на рынке. Вопросы вызывает и падение средней доходности бизнесов. В США прибыль малых предприятий снизилась на более чем 30% в период с января по декабрь 2020. Однако в McKinsey считают, что позитивные тренды все же компенсируют потери и по окончании пандемии деловая активность окрепнет.
Оправиться от кризиса, судя по всему, бизнесменам помогут новые технологии. Опрошенные McKinsey топ-менеджеры утверждают: благодаря цифровым решениям их продуктивность в выполнении некоторых задач выросла в 20–25 раз. Удержится ли рост продуктивности на этом уровне в долгосрочной перспективе, эксперты не знают. Но искусственный интеллект и всеобщая цифровизация дают повод на это надеяться.
Цвет настроения – зеленый
Пандемия обнажила проблему загрязнения окружающей среды. Даже те страны, которые раньше неохотно признавали важность сохранения баланса экосистем, вовсю инвестируют в альтернативную энергетику. Китай, Индия, государства Персидского залива – все как один занялись развитием зеленых технологий. Европа выступает единым фронтом в борьбе с изменением климата. Что до Америки, то и она решительно отказывается от угля и бензина в пользу солнечной энергии и электрокаров.
Бизнесу необходимо идти в ногу со временем. Во-первых, нужно серьезнее отнестись к опасениям инвесторов в части влияния деловой активности той или иной компании на окружающую среду. Вполне возможно, замечают в McKinsey, что COVID-19 – это «репетиция» грядущего климатического кризиса. Как и пандемия, он может начаться неожиданно и захлестнуть весь мир. Поэтому снижать наносимый окружающей среде вред бизнесменам необходимо уже сейчас.
К обороне готовы
По мере падения числа новых случаев COVID-19 государства станут все больше внимания уделять анализу проделанной работы. Что пошло не так? Где правительство отреагировало правильно, а где допустило ошибки? Что можно было сделать иначе? Все эти вопросы будут еще долго преследовать чиновников. Эксперты McKinsey считают, что вместо поиска виновных лучше заняться работой над ошибками. Только усвоив уроки пандемии, можно предотвратить ее повторение.
Именно опыт прошлых ошибок помог Южной Корее эффективно отреагировать на пандемию коронавируса. Пострадав от эпидемии ближневосточного респираторного синдрома в 2015 году, страна разработала меры, которые спустя пять лет помогли ей оперативно снизить темпы распространения COVID-19. Это не смогло предотвратить вторую волну инфекции, начавшуюся в Южной Корее в декабре 2020, однако позволило не допустить массовых жертв. За весь прошлый год коронавирус унес жизни менее тысячи южнокорейцев.
Готовность к форс-мажорам – задача не только государства, но и бизнеса. Предприниматели обязаны подумать о том, как защитить здоровье сотрудников и помочь им быть в хорошей физической и психологической форме. Перемены хороши тогда, когда к ним готовы. Эту готовность в первую очередь должны обеспечить государственные органы и лидеры бизнеса, уверены в McKinsey. Если лидеры будут принимать обдуманные и трезвые решения, то постковидный мир вполне может стать гораздо приятнее того, к которому мы привыкли.
Автор Арслан Аканов
Источник forbes.kz