Китайские водители такси одними из первых в мире сталкиваются с угрозой потери работы из-за распространения искусственного интеллекта (ИИ), поскольку на улицах Китая появились тысячи роботакси, сообщает expert.ru со ссылкой на Reuters.
Фото:Alexander Schimmeck/Uns
Беспилотная технология остается экспериментальной, однако КНР лидирует в мире по масштабам ее испытаний. Их разрешено проводить по меньшей мере в 19 городах КНР. Так, с июня испытания проводятся на отдельных дорогах Пекина, а власти Гуанчжоу намерены открыть для беспилотных авто всю городскую дорожную сеть.
Испытания без водителя в салоне, следящего за действиями автопилота, одобрены в семи городах для шести лидеров отрасли: Apollo Go, Pony.ai, WeRide, AutoX и SAIC Motor.
В Apollo Go намерены к концу 2024 г. нарастить число роботакси в Ухане до 1 тыс., а к 2030 г. запустить их в 100 городах. Pony.ai, опираясь на партнерство с японским автопроизводителем Toyota Motor, управляет 300 роботакси и планирует выпустить еще 1 тыс. к 2026 г. В компании ожидают, что такси на автопилоте станут устойчиво прибыльными уже через пять лет, после чего в отрасли начнется геометрический рост.
WeRide известен своими беспилотными такси, грузовиками, автобусами и спецтехникой. Роботакси от AutoX, поддерживаемой лидером рынка электронной коммерции Alibaba Group, ездят по Пекину и Шанхаю. SAIC испытывает беспилотные такси на улицах городов с конца 2021 г.
«Мы видим ускорение [темпов внедрения технологии беспилотного такси] в Китае. Сейчас, безусловно, наблюдается всплеск выдач разрешений [на испытания в китайских городах]. США действуют гораздо медлительнее», — приводятся слова управляющего директора Boston Consulting Group Августина Вегшайдера.
Америка бьет по тормозам
В Штатах прогресс наталкивается на регуляторные расследования, отзывы и приостановки выдачи разрешений на испытания на фоне аварий с беспилотными автомобилями.
Сегодня в США только одна компания эксплуатирует роботакси на коммерческой основе (предоставляя услуги населению и взимая плату за проезд) — Waymo, у которой более 1 тыс. беспилотных авто в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Финиксе.
С апреля 2024 г. на дороги общего пользования постепенно возвращает свои беспилотники компания Cruise, поддерживаемая General Motors. Власти отозвали у нее разрешение на испытания в октябре прошлого года, после того как одна из ее машин наехала на женщину, сбитую другой машиной, и протащила ее под собой около 6 метров. В результате этой приостановки компании пришлось пойти на реструктуризацию — сократить четверть штата и часть руководства.
«Между США и Китаем наблюдается явный контраст, американские разработчики роботакси сталкиваются с гораздо более пристальным вниманием и более жесткими требованиями регуляторов», — уверен бывший генеральный директор Waymo Джон Крафчик.
Запустить тестирование своих разработок в США пытались некоторые компании из КНР, однако эти попытки не увенчались успехом. Более того, по словам собеседников Reuters, Вашингтон намерен запретить эксплуатацию в стране транспортных средств с беспилотными системами, разработанными в Китае.
Последний оплот
По словам экономистов, автоматизация рабочих мест в долгосрочной перспективе пойдет Китаю на пользу, учитывая сокращение его населения (так, в прошлом году Индия обошла КНР как самая населенная страна мира). Однако слишком быстрое внедрение таких технологий может привести к проблемам.
Сегодня в Китае зарегистрированы 7 млн водителей такси — против 4,4 млн двумя годами ранее. Таково одно из проявлений замедляющегося экономического роста — в таксисты идут люди, лишившиеся работы в других отраслях. Например, в строительстве, переживающем спад из-за просевшего в стране спроса на жилье.
Если технологическое развитие уничтожит рабочие места в сфере такси, многим людям окажется попросту негде работать. Потому, отмечают собеседники Reuters, власти могут замедлить внедрение роботакси.
«В краткосрочной перспективе должен быть баланс между темпами создания новых рабочих мест и закрытия старых. Нам не обязательно стремиться к максимальным темпам [внедрения беспилотного такси], поскольку мы уже находимся на передовых позициях», — приводит агентство слова Яо Тана, доцента кафедры прикладной экономики Пекинского университета.
Источник expert.ru