В Казани подошел к концу XVI саммит БРИКС, который стал настоящим триумфом нашей страны. В нем приняли участие почти три десятка глав государств и правительств. Россия не только смогла доказать всему миру востребованность альтернативной модели развития, но и вместе с партнерами выдвинула конкретные предложения, в том числе по взаимодействию со странами глобального Юга и Востока, касающиеся практически всех ключевых сфер экономической деятельности и регулирования — от совместной системы платежей в национальных валютах до создания зерновой биржи, платформы по торговле алмазами и драгметаллами и даже ограничению применения искусственного интеллекта, сообщает expert.ru.

Чем закончился саммит БРИКС

Фото: Алексей Даничев

Свои финансы

«Нас сплачивают общие ценности и мировоззрение. Справедливо будет сказать, что БРИКС включает в себя единомышленников — страны, представляющие разные континенты, модели развития и религии, самобытные цивилизации и культуры. Все наши страны выступают за взаимное уважение, не на словах, а на деле проявляют ответственность за будущее мира», — заявил на открытии саммита президент России Владимир Путин.

Едва ли не самый интригующий вопрос саммита — это перспективы расширения БРИКС. Уже порядка 30 стран объявили о своем желании присоединиться к группе. Однако в настоящий момент расширение БРИКС решили не форсировать из-за противоположных позиций некоторых стран. Владимир Путин заявил, что «игнорировать беспрецедентный интерес стран глобального Юга и Востока к укреплению контактов с БРИКС было бы неправильно» (цитата по ТАСС). В то же время глава государства отметил, что «необходимо выдержать баланс и не допустить снижения эффективности БРИКС» (цитата по ТАСС). В результате в итоговой декларации появилась формулировка о «модальности категорий стран — партнеров БРИКС». И теперь дальнейшее расширение будет проходить исключительно через этот фильтр. «В настоящее время согласован список из 13 государств (претендентов), но пока решили эти страны не называть, потому что необходимо узнать степень их готовности подключиться к полноформатному членству БРИКС», — сообщил ТАСС помощник президента России Юрий Ушаков.

Главный финансово-экономический вопрос — это возможность и сроки создания системы взаимных расчетов. То, что эту систему необходимо создать и внедрить, согласны многие лидеры БРИКС. Так, премьер-министр Индии Нарендра Моди в своем вступительном слове рассказал, что страны БРИКС хотели бы создать свою, независимую от Запада систему двусторонних платежей: «На двустороннем уровне этот вопрос решается с использованием национальных валют, но нам необходим унифицированный интерфейс для платежей — именно такой разработала Индия, и многие страны знают об этой истории успеха, они взяли ее на вооружение». А президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва прямо заявил: «Мы должны создать свою собственную финансовую систему — технически мы не можем больше ждать». Этой же точки зрения придерживается и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, который отметил, что переход к взаимным расчетам в местных валютах является крайне важным для дальнейшего развития сотрудничества стран БРИКС. Такое мнение полностью разделяют и сами финансисты. Председатель Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов отметил, что рост экономик стран объединения требует собственную платформу развития, «включая сильную и не подверженную влиянию извне финансовую систему».

Известно, что работа над платежной системой, получившей название BRICS Bridge, идет уже полным ходом. Как сообщил ТАСС министр финансов Антон Силуанов, такая система будет базироваться на совершенно новых форматах и подходах с учетом использования цифровых финансовых активов, она будет представлять совершенно новую конструкцию: «Это платежная система, которая, с одной стороны, позволит заменить банковские организации, а с другой — включить механизм передачи сообщений». Как заявил «Эксперту» основатель BRICS+ Analytics Ярослав Лисоволик, характеристики этой системы во многом схожи с системой расчетов в цифровых валютах центральных банков mBridge.

По словам Ярослава Лисоволика, на протяжении последних лет прототип этой системы был отлажен.

Но главный вопрос в другом: какие страны в нее войдут. В итоговой декларации на этот счет сказано лишь, что страны БРИКС подчеркивают необходимость реформирования нынешней международной финансовой архитектуры для решения глобальных проблем, а также признают определяющую роль группы в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы (МВФС), для того чтобы она могла более оперативно реагировать на потребности всех стран. Дальнейшей работой в этом направлении займутся министры финансов и главы ЦБ.

Впрочем, выступая на пресс-конференции, посвященной итогам саммита в Казани, Владимир Путин прямо заявил, что страны БРИКС используют российскую систему обмена финансовой информацией, созданную Центральным банком. «Одна из ключевых проблем — это проблема расчетов. И поэтому мы идем по пути использования национальных валют, это хорошо известно», — сказал президент. «Будем уплотнять межбанковскую коммуникацию, заниматься созданием независимых от внешних рисков механизмов взаиморасчетов в национальных валютах», — подчеркнул на итоговой пресс-конференции глава государства.

Для поддержки национальных экономик стран-участниц, а также обеспечения финансовыми ресурсами стран глобального Юга и Востока планируется создание инвестиционной платформы БРИКС. Как заявил «Эксперту» гендиректор Фонда «Центр стратегических разработок» (ЦСР) Павел Смелов, ее цель — связать все инвестпроекты и капиталы компаний и банков стран-участниц, которые будут в них инвестировать: «Фактически речь идет о полной интеграции всех стран БРИКС, что позволит проводить независимую инвестиционную политику. Это очень похоже на еще одну инициативу в рамках форума — установить прямые связи между администрациями территорий со всевозможными льготными режимами налогообложения, как например ОЭЗ, для обмена лучшими практиками, наработками по логистическим и другим услугам».

Свои биржи

Еще одна инициатива — это создание зерновой биржи, что, по мнению Владимира Путина, поможет защитить национальные рынки «от негативного внешнего вмешательства, спекуляций и попыток вызвать искусственный дефицит продуктов питания». Президент России также подчеркнул, что «со временем можно было бы подумать и о трансформации зерновой биржи в полноценную товарную».

Именно с таким предложением в марте нынешнего года к политическому руководству страны обратился Союз экспортеров зерна. И этому есть свое объяснение: современная инфраструктура мирового зернового рынка сложилась после Великой Отечественной войны под влиянием США, которые доминировали в поставках пшеницы и кукурузы. В результате сейчас производители зерна из стран БРИКС при заключении экспортных контрактов ориентируются главным образом на котировки Чикагской биржи, на которой спрос на многие зерновые культуры гораздо ниже, чем, например, в Азии. Более того, в качестве расчетной валюты там используется исключительно американский доллар, что затрудняет проведение сделок с целым рядом государств, являющихся основными производителями некоторых культур.

По расчетам Союза экспортеров зерна, его годовое производство в странах БРИКС составляет 1,23–1,24 млрд тонн (около 44% мирового рынка) и практически совпадает с потреблением. Это создает все предпосылки для того, чтобы производители и потребители из группы БРИКС могли самостоятельно участвовать в формировании цены на важнейшие для их продовольственной безопасности сельскохозяйственные культуры на общем ликвидном рынке. Как заявил «Эксперту» президент консалтинговой компании «АЛЕКСАНДРА» Александр Белозерцев, на новой зерновой бирже целесообразно прежде всего развивать торговлю производными инструментами на зерно, что позволит производителям эффективно управлять ценовыми рисками.

В этой же логике следует рассматривать и инициативу российской стороны о создании отдельной платформы внутри группы БРИКС по торговле драгоценными металлами и алмазами. Предполагается, что этот инструмент позволит преодолеть всевозможные торговые барьеры, в том числе обусловленные санкциями. В частности, очевидно, что поставки и расчеты будут избавлены от контроля иностранных регуляторов. Более того, страны — члены БРИКС вполне могут создать собственные сертификационные институты, которые позволят продавать на мировом рынке драгметаллы и камни в соответствии с собственными стандартами качества и чистоты.

«Если такая платформа будет создана, то это просто замечательно, так как наверняка даст толчок к росту продаж золота и алмазов российскими производителями», — заявил «Эксперту» директор по стратегии компании «Финам» Ярослав Кабаков. «Мы приветствуем инициативы, направленные на создание условий по развитию международной кооперации в алмазно-бриллиантовой отрасли, — сообщила „Эксперту“ пресс-служба алмазодобывающей компании АЛРОСА. — Разработка единого подхода на уровне БРИКС к правилам устойчивого развития отрасли является важным элементом укрепления связей между странами, представляющими в рамках платформы все сектора алмазно-бриллиантовой отрасли — от добычи до ритейла».

Свой интеллект

Еще одно российское предложение — создать альянс государств БРИКС в области искусственного интеллекта (ИИ). По словам Владимира Путина, его цель — регламентировать технологии ИИ, в том числе для недопущения их противоправного использования. «В России деловым сообществом принят кодекс этики в этой сфере, к которому могут подключиться и наши партнеры по БРИКС, и другие страны», — сообщил глава государства.

Это предложение получило самый живой отклик председателя КНР Си Цзиньпина. Еще на предыдущем саммите в Йоханнесбурге глава КНР говорил о том, что «необходимо продолжать расширять сотрудничество в области ИИ, усилить обмен информацией и техническое сотрудничество, совместно работать по предотвращению рисков, на основе широкого консенсуса сформировать структуру управления ИИ и стандартов» . А сейчас Си Цзиньпин сообщил, что в его стране недавно был открыт центр БРИКС по развитию искусственного интеллекта. «Мы готовы углублять сотрудничество, укреплять потенциал ИИ в рамках объединения», — подчеркнул председатель КНР (цитата по РАПСИ).

Такая позиция объясняется просто. «ИИ несет два главных риска — это риск уничтожения человечества, который составляет, по некоторым оценкам, до 20%, и риск неконтролируемого роста технологической безработицы. Поэтому его регулирование является жизненно необходимым, даже несмотря на то что большинство западных стран выступают против этого», — заявил советник гендиректора группы компаний «Геоскан» Андрей Ионин.

Таким образом, Россия предложила своим партнерам встать на путь поступательного строительства суверенной финансовой и торговой (сначала по некоторым сырьевым товарам) системы глобального Юга и Востока, которая в случае успеха может распространиться на весь незападный мир. И то, что подавляющая часть этих инициатив делегации стран — членов БРИКС облекли в витиеватые дипломатические формулировки, не должно никого смущать — прежние правила уже перестали действовать. А новые — появятся совсем скоро.

Автор Алексей Хазбиев

Источник expert.ru